ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ РАЙОНАМИ

 

ПОД-СЕКЦИЯ 4. Информационные технологии в управлении.

 

Корецкая И.М.

Старший преподаватель кафедры естественнонаучных и математических дисциплин

ФГБОУ ВПО «ОГИМ»

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ РАЙОНАМИ

 

Последние двадцать лет характеризуются не только радикальным изменением социально-экономической среды, в котором функционируют российские предприятия и организации всех форм собственности, но и устойчивой тенденцией развития информатизации процессов управления.

Управленческая  деятельность на современном этапе базируется на применении современных достижений в области информационных технологий, обеспечивающих полноту, своевременность информационного отображения управляемых процессов, возможность их моделирования, анализа, прогнозирования [2, 2v].   

В экономико-математическом словаре Л.И. Лопатников дает следующее определение: управление — это выработка и осуществление целе­направленных управляющих воздействий на объект (систему), что включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений. Часто этим тер­мином называют само управляющее воздействие [8, с. 369]. В [11, 3v] находим: управление — это процесс формирования и реализации целенаправ­ленного воздействия на объект-систему, основанный на обратной связи, на информационном обмене между субъектом и объектом управления. Эти определения показывают неразрывную связь между процессом управления и информацией.

Муниципальный район Федеральным законом  №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г.  определяется следующим образом: несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В силу этого же закона муниципальный район можно трактовать и как муниципальное образование.

Специфические особенности социально-экономического развития муниципальных районов обостряют необходимость совершенствования воздействия оперативного управления информацией на все сферы деятельности предприятий. Свойство информационности системы муниципального управления проявляется  в  том,  что  связи  между  элементами  и  подсистемами муниципального  управления   носят,   прежде   всего,   информационный характер: процесс управления осуществляется на основе использования и переработки поступающей субъекту управления информации, в свою очередь управляющие воздействия являются информацией для объекта управления [11, с. 22].

Муниципальное управление можно рассматривать в виде системы функционирующей по принципу кибернетической модели, в которой особое значение здесь приобретает обратная связь от объекта (муниципальное образование) к субъекту (муниципальные органы власти), которая значительным образом влияет на функционирование муниципальной системы управлении.

Согласно авторам работ [13, c. 32; 6, c. 49], информационные аспекты управления муниципальным районом характеризуются следующими факторами: категоричностью, организацией и структурой управления.

В фактор категории управления входят:

-оперативность, определяющая порядок выработки сигналов управления муниципальным районом во времени и их прохождение по элементам структуры;

-обоснованность, характеризующая содержательные аспекты информационных потоков в муниципальных районах, формируемых в условиях ресурсных ограничений;

-категоричность, которая определяет форму передачи сигналов (от сложных приказов и распоряжений до количественных данных в требуемом объеме);

-охват, устанавливающий уровень вовлечения в процесс управления составляющих управляемого комплекса и зависящий от содержания информации;

-непрерывность, оцениваемая по способности непрерывно влиять на объект, а также на базе информационных технологий — осуществлять прогноз поведения системы.

К фактору организации управления муниципальным районом следует отнести иерархию трех уровней различной степени сложности:

-высший уровень, связанный с созданием информационного образа муниципального района путем организации цикла, освоения и разработки программного продукта, методов моделирования, представляющих собой организационные решения;

-средний уровень, определяющий цикл выработки решения и его принятия (информационного, организационного и управленческого);

-низший уровень - цикл выбора альтернативы, ее анализ и оценка.

Наконец, к третьему фактору - структуре управления муниципальным районом - относятся: сбор и обработка информации; подготовка и поэтапное принятие решения; выработка управляющих сигналов, реализующих решение; передача информации и сигналов управления.

Любые процессы управления связаны с принятием решений на основе получаемой информации. Принятие решения всегда представляет собой выбор некоторой альтернативы из множества рассматриваемых альтернатив (вариантов решений) [7, с. 209]. Этот процесс осуществляется в условиях конкурентной среды, которая является одним из решающих факторов развития муниципального района и региона в целом.

В современных условиях управления муниципальным районом складываются объективные факторы, ведущие к усложнению задач разработки и принятия управленческих решений. Расширяют­ся масштабы экономических и социально-культур­ных преобразований, усложняются и разветвля­ются финансовые, экономические, социальные, технические и органические связи. Увеличивается объем информации, которую нужно использовать и перерабатывать, возрастает значение правовой регламентации деятельности. Все это предъявляет повышенные требования к качеству управленческих решений, к оперативности их принятия и реализации [5, с. 39].

Процесс принятия решений в муниципальных районах часто происходит в условиях неопределенности. Для того чтобы обеспечить сокращение неопределенности к множеству вариантов решений должен прилагаться механизм выбора нужного решения для каждой операции процесса. Информационный ресурс сокращает неопределенность за счет уменьшения множества вариантов решений, из которого следует выбирать нужный вариант для инициирования той или иной операции процесса [1, 3v], что позволяет органам управления муниципальными районами оперативно принимать качественные управленческие решения.

Потребность в эффективности принятия решений является ключевым фактором, определяющим поиск информации и разработку технологий обработки и хранения информации, а также технологий поддержки принятия решений [4, с. 52]. Таким инструментом являются информационные и коммуникационные технологии, которые преобразовывают процесс управления муниципальным районом, предоставляя в распоряжение менеджеров и руководителей новые возможности в области планирования, организации, руководства и контроля, обеспечивают полноту, своевременность информационного отображения управляемых процессов, возможность их моделирования, анализа, прогнозирования.

Большинство секторов экономической деятельности уже давно имеют предпосылки ускорения развития и внедрения инфокоммуникационных сетей и технологий. Такими предпосылками в системе управления муниципальным образованием являются: предоставление полной информации в нужное время в удобной форме в соответствии с возникшей ситуацией; интеллектуальное обеспечение процессов принятия решений на основе систематизации информации и избирательного распределения по уровням управления; создание управляющих информационных систем.

Внедрение в управленческую деятельность муниципальных районов информационных технологий ведет к обеспечению полноты, своевременности информационного отображения управляемых процессов, возможности их моделирования, анализа, прогнозирования; позволит обеспечить доступ специалистов и ру­ководства администраций сельских территорий к уже функционирующим и вновь создаваемым информацион­ным ресурсам в виде баз данных раз­личного тематического содержания, что ликвидирует ведомственную разоб­щенность и технологическую несогла­сованность при получении и использо­вании необходимой информации [10, с. 15].

Внедрение информационных технологий на муниципальном уровне позволяет решить следующие задачи [9, c. 53]:

1)  создание благоприятного социально-экономического климата проживания населения и влияние на такой показатель, как качество жизни в муниципальных районах;

2)  создание благоприятного имиджа местной власти  для привлечения накоплений частных лиц для решения социально-экономических задач поселений.

Совокупность информационных технологий, обеспечивающих реализацию управленческого процесса, ключевым элементом которого является информация, является основой виртуальной системы управления [3, c. 105]. Виртуальная система управления по своим качественным характеристикам отличается от традиционной управляющей модели: она имеет в наличии большое число нематериальных элементов, обеспечивающих ее практическую полную функциональность. К обязательным элементам виртуальной системы государственного управления относятся:

-электронный документооборот;

-непрерывное освещение деятельности органов власти в виртуальном пространстве;

-постоянный интерактивный контакт с гражданами власти в виртуальном пространстве.

Уже сегодня развитие и проникновение информационно-коммуникационных технологий в государственное, региональное и муниципальное управление, создание единого информационно-телекоммуникационного пространства служит фундаментом виртуальной модели управления, а вся информация, циркулирующая в органах регионального и муниципального управления, является виртуальным информационным базисом.

 

Литература:

  1. Гладков С. Электронное правительство: возможно ли измерить эффективность? / С. Гладков // Территориально-ориентированные информационные системы. [Электронный ресурс] : Режим доступа -   http://www.torins.ru/support/blogs.php?page=post&blog=gladkov&post_id=94 – (07.04.2011).
  2. Горяев Ю. А. Информационные технологии управления [Электронный ресурс]  : Режим доступа -   http://miemp-mi-gor.narod.ru/utcheba/itu/index-u-t.htm - (29.10.2010).
  3. Заливанский Б. В. Государственное управление регионом в условиях виртуализации социума : дис. ... к. соц. наук  22.00.08 / Б. В.    Заливанский.  -  Белгород, 2007. – 185 с.
  4. Информационные технологии в бизнесе / Под ред. М. Желены. – СПб: Питер, 2002. – 1120 с.
  5. Карданская Н. А. Основы принятия управленческих решений /  Н. А. Карданская // Экономический анализ. – 2009. - № 5. – С. 38-41
  6. Копанев А. А., Францев Р. Э. Основы управленческой деятельности : учеб. пособие / А. А. Копанев, Р. Э. Францев. – СПб. : СПГУВК. – 2009. – 149 с.
  7. Крайзмер Л. П. Кибернетика : учеб. пособие для с.-х. вузов по специальности «Экономическая кибернетика» / Л. П. Крайзмер. -  М., «Экономика». – 1977.
  8. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. /  Л. И. Лопатников. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Дело. –  2003. –  520 с.
  9. Маннапов Р. Г. Организационно-экономический механизм управления регионом: формирование, функционирование, развитие : монография / Р. Г. Ман­напов, Л. Г. Ахтариева. - М. : КНОРУС, 2008. - 352 с.
  10. Михалева, Т. Региональная  информационно-консультационная служба / Т. Михалева // Экономика сельского хозяйства России. – 2003. - №  7. – С. 15.

11.  Управление и информация в теории организации  [Электронный ресурс] : Теория организации на partnerstvo.ru. -  Режим доступа : http://partnerstvo.ru/lib/to/node/38.

12.  Тухватуллина М. А. Информационные потоки в целевом управлении на муниципальном уровне: социальный анализ : дис. ... к. соц. наук  22.00.08 / М.А.   Тухватуллина. -  Казань, 2010. – 212 с.

13.  Шергина О. В. Информационное моделирование элементов экологического и технико-экономического комплекса управления регионом : дис. ... к. т. наук  05.13.06 / О. В. Шергина.  – Санкт-Петербург, 2004. – 194 с.