ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

9. Управление производством и развитие предприятия

 

 Мордвинцев А.Н.,

аспирант

Воронежского филиала Российского государственного торгово-экономического университета,

Россия

 

ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ


Экономическая среда, в которой функционируют предприятия, находит­ся в постоянном движении и изменении. Нестабильность внешней среды, усиление конкуренции требуют особого внимания к ориентации производственной деятельности на запросы потребителей, осуществлению гибкого регулирования и своевременных изменений в организации, адекватных воздействию окружающей среды и позволяющих добиваться конкурентных преимуществ, что, в конечном счете, способствует  достижению  организацией своих целей в долгосрочной перспективе. Анализируя внешние тенденции, образцы для подражания и современные требования, руководители планируют изменения, направленные на  развитие ее способности проактивно адаптироваться к требованиям внешней среды, использовать открывающиеся возможности.

Среди причин стратегических изменений в организации можно выделить:  воздействие внешней среды через: изменение рыночной ситуации, внешний экономический форс-мажор, межкорпоративный конфликт; решение собственников бизнеса провести те или иные изменения на основе консолидированного видения ситуации; внутренний конфликт в организации; системная инновационная работа (консолидация всех участников бизнеса на всех уровнях).

Управление стратегическими изменениями означает внедрение новых методов и технологий, с тем, чтобы преобразовать деятельность предприятия в соответствии с изменяющимися требованиями рынка или извлечь выгоду из создавшихся в бизнесе возможностей. Необходимость в изменениях возникает из-за несоответствия привычных норм и образов поведения современному состоянию внешней и внутренней среды, отсюда появляются противоречия, которые можно разрешить только путем целенаправленных стратегических изменений.

Процесс стратегического управления изменениями на предприятии должен, на наш взгляд, осуществляться по алгоритму, представляющему собой логическую после­довательность нескольких фаз (этапов), которые необходимо выполнить для достижения постав­ленных стратегических целей:

1 фаза – стратегический анализ внешней и внутренней среды организации;

2 фаза – разработка стратегии управления изменениями;

3 фаза – реализация и контроль стратегии.

Рассмотрим более подробно основные фазы этого процесса.

Первая фаза стратегического управления изменениями на предприятии – стратегический анализ – включает в себя: анализ общих макроэкономических тенденций в стране и в мировой экономике, с выделением тех изменений, которые могут оказать существенное влияние на функционирование и развитие коммерческой организации; анализ факторов, определяющих стратегию на уровне региона; анализ факторов, определяющих стратегию на уровне рынка; анализ факторов, определяющих стратегию на уровне коммерческой организации, включая анализ потенциальных возможностей собственников инвестиционного капитала, ожидания акционеров и персонала, уточнение целей вложения инвестиционного капитала.

В процессе стратегического анализа следует использовать следующие инструменты: SWOT-анализ, SNW-анализ, PEST, PIMS, STP, отраслевой и конкурентный анализ, ситуационный анализ и т.д. [1, С. 76].

В результате мы переходим ко второй фазе процесса стратегического управления изменениями на предприятии - разработке стратегии управления изменениями, которая включает в себя: формирование стратегических инициатив; выбор стратегии управления изменениями; многокритериальную оценку стратегического выбора. В рамках этой фазы разработка стратегии осуществляется с применением матричных моделей (Shell/DPM, Hofer/Shendel, ADL/LC, Томпмона-Стрикланда, SPACE, Ефремова В.С.), экспертных методов, методов теории игр.

На третьей фазе стратегического процесса происходит реализация стратегии управления организацией, которая включает в себя:

- уточнение инструментов реализации стратегии; разработку стратегического плана, состоящего из системы бизнес-планов инвестиционных проектов;  

- составление стратегической карты, в которой определяется система сбалансированных показателей оценки эффективности реализации стратегии управления организации, путем сопоставления запланированных и фактических показателей на каждом этапе её реализации;

- составление стратегических и тактических бюджетов;

- создание системы контроллинга эффективности реализации процесса стратегического управления изменениями на предприятии.

Таким образом, нами раскрыт процесс стратегического управления изменениями на предприятии. Он включает в себя в качестве элементов цель, объект, субъект, функции, фазы (стратегического анализа внешней и внутренней среды организации; разработки стратегии управления изменениями на предприятии; реализации и ее контроля в процессе непрерывного самообучения).

Литература

  1. Голикова Н.В. Трансформация наноэкономики благосостояния на основе стратегического управления изменениями в системах микроуровня / Н.В. Голикова, Г.В. Голикова. – Воронеж: Научная книга, 2010. – С. 76.