ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
9. Управление производством и развитие предприятия
Мордвинцев А.Н.,
аспирант
Воронежского филиала Российского государственного торгово-экономического университета,
Россия
ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Экономическая среда, в которой функционируют предприятия, находится в постоянном движении и изменении. Нестабильность внешней среды, усиление конкуренции требуют особого внимания к ориентации производственной деятельности на запросы потребителей, осуществлению гибкого регулирования и своевременных изменений в организации, адекватных воздействию окружающей среды и позволяющих добиваться конкурентных преимуществ, что, в конечном счете, способствует достижению организацией своих целей в долгосрочной перспективе. Анализируя внешние тенденции, образцы для подражания и современные требования, руководители планируют изменения, направленные на развитие ее способности проактивно адаптироваться к требованиям внешней среды, использовать открывающиеся возможности.
Среди причин стратегических изменений в организации можно выделить: воздействие внешней среды через: изменение рыночной ситуации, внешний экономический форс-мажор, межкорпоративный конфликт; решение собственников бизнеса провести те или иные изменения на основе консолидированного видения ситуации; внутренний конфликт в организации; системная инновационная работа (консолидация всех участников бизнеса на всех уровнях).
Управление стратегическими изменениями означает внедрение новых методов и технологий, с тем, чтобы преобразовать деятельность предприятия в соответствии с изменяющимися требованиями рынка или извлечь выгоду из создавшихся в бизнесе возможностей. Необходимость в изменениях возникает из-за несоответствия привычных норм и образов поведения современному состоянию внешней и внутренней среды, отсюда появляются противоречия, которые можно разрешить только путем целенаправленных стратегических изменений.
Процесс стратегического управления изменениями на предприятии должен, на наш взгляд, осуществляться по алгоритму, представляющему собой логическую последовательность нескольких фаз (этапов), которые необходимо выполнить для достижения поставленных стратегических целей:
1 фаза – стратегический анализ внешней и внутренней среды организации;
2 фаза – разработка стратегии управления изменениями;
3 фаза – реализация и контроль стратегии.
Рассмотрим более подробно основные фазы этого процесса.
Первая фаза стратегического управления изменениями на предприятии – стратегический анализ – включает в себя: анализ общих макроэкономических тенденций в стране и в мировой экономике, с выделением тех изменений, которые могут оказать существенное влияние на функционирование и развитие коммерческой организации; анализ факторов, определяющих стратегию на уровне региона; анализ факторов, определяющих стратегию на уровне рынка; анализ факторов, определяющих стратегию на уровне коммерческой организации, включая анализ потенциальных возможностей собственников инвестиционного капитала, ожидания акционеров и персонала, уточнение целей вложения инвестиционного капитала.
В процессе стратегического анализа следует использовать следующие инструменты: SWOT-анализ, SNW-анализ, PEST, PIMS, STP, отраслевой и конкурентный анализ, ситуационный анализ и т.д. [1, С. 76].
В результате мы переходим ко второй фазе процесса стратегического управления изменениями на предприятии - разработке стратегии управления изменениями, которая включает в себя: формирование стратегических инициатив; выбор стратегии управления изменениями; многокритериальную оценку стратегического выбора. В рамках этой фазы разработка стратегии осуществляется с применением матричных моделей (Shell/DPM, Hofer/Shendel, ADL/LC, Томпмона-Стрикланда, SPACE, Ефремова В.С.), экспертных методов, методов теории игр.
На третьей фазе стратегического процесса происходит реализация стратегии управления организацией, которая включает в себя:
- уточнение инструментов реализации стратегии; разработку стратегического плана, состоящего из системы бизнес-планов инвестиционных проектов;
- составление стратегической карты, в которой определяется система сбалансированных показателей оценки эффективности реализации стратегии управления организации, путем сопоставления запланированных и фактических показателей на каждом этапе её реализации;
- составление стратегических и тактических бюджетов;
- создание системы контроллинга эффективности реализации процесса стратегического управления изменениями на предприятии.
Таким образом, нами раскрыт процесс стратегического управления изменениями на предприятии. Он включает в себя в качестве элементов цель, объект, субъект, функции, фазы (стратегического анализа внешней и внутренней среды организации; разработки стратегии управления изменениями на предприятии; реализации и ее контроля в процессе непрерывного самообучения).
Литература
- Голикова Н.В. Трансформация наноэкономики благосостояния на основе стратегического управления изменениями в системах микроуровня / Н.В. Голикова, Г.В. Голикова. – Воронеж: Научная книга, 2010. – С. 76.