МИССИЯ ИВАКУРА

 

Потамская В. П.

Тверской государственный университет

Исторический факультет

4 курс

МИССИЯ ИВАКУРА

 Во 2-й половине XIX в. Япония переживала острый политический кризис, который дополнялся  кризисом внешнеполитическим. Япония вышла из состояния изоляции на мировую арену, но не как самостоятельное государство, а как страна, опутанная неравноправными соглашениями. Единственным выходом из ситуации была модернизация страны, трансформация традиционного общества на основе адаптации западных ценностей.

Перед государственным деятелями Японии стояла проблема выбора образца политической системы, способов создания новых государственных институтов, методов и масштабов экономических и социальных изменений с целью укрепления престижа страны на мировой арене и одновременного сохранения национальной идентичности. Ключевую роль в  поиске баланса между либеральной западной и традиционной системой управления сыграла миссия Ивакура. По сравнению с другими аспектами реставрации Мейдзи, деятельность миссии практически не освещена в отечественной историографии. О ней лишь упоминается в работах А.Е. Жукова, А.Н. Мещерякова, Ю.Д. Михайловой, С.И. Кузнецова, Совастеева В.

Информация о работе миссии содержится в письмах и эссе Кидо Такаеси и Куме Кунитаке  (1872-73гг). В русском переводе источники не доступны и опубликованы в сборнике «Sources of Japanese tradition, part two: 1868 to 2000». [1, c. 13-17].  Несмотря на двойной перевод, источники позволяют выявить идеи, вызвавшие наибольший интерес со стороны членов миссии, понять взгляды отдельных участников миссии и их эволюцию.

Инициатором правительственной миссии  в Европу и Америку (1871—1873) стал Ито Хиробуми. В  составе   этого посольства  (42 человека)

были  достаточно  известные   деятели  эпохи  Мэйдзи:  Ивакура Томоми (министр иностранных дел), Кидо Такаёси (государственный советник), Окубо Тосимити (министр финансов), Ито Хиробуми (заместитель министра промышленности), Куме Кунитаке (секретарь миссии).[3]

Основными целями миссии являлась  попытка пересмотра неравноправных договоров и ознакомление с государственным устройством, внешней политикой, военной организацией западных государств.  Переговоры с США о положении Японии результатов не принесли. Однако на североамериканском континенте в и Европе члены миссии посещали торговые палаты, государственные учреждения, фабрики, доки, школы, тюрьмы. [4, c. 254-256].

Наибольшее внимание в письмах и эссе уделялось необходимости введения в Японии системы всеобщего образования, и культурной и социальной трансформации народа Японии. Уровень развития западных стран не представлялся участникам миссии чем-то недосягаемым: процветание Запада  являлось, по их мнению, «продуктом недавнего времени», оно было  достигнуто благодаря развитию технологий и образования. Следовательно, и Япония также может достичь уровня западных стран. [1, c. 13-17] 

Миссия изменила и взгляды участников. Так, Кидо, как и другие лидеры Мейдзи, ранее выступал за укрепление верховной власти, которую осуществляют небольшой круг людей, подчиненных непосредственно императору. Однако после возвращения в Японию Кидо стал выступать за ограничение произвола властей, верховенство государственных  законов. Кидо более всего поразил конституционный процесс, ограничивающий прерогативы власти и обеспечивающий  надежные основы для смены власти. Он также выступал и за создание конституции: «…закон берет начало из конституции, конституция-корень любой части правительства…». Его взгляды сочетали 2 идеи: широкого народного участия в парламенте и необходимость проведения постепенных перемен.[1, c. 13-17]

Под влиянием нескольких путешествий (1863, 1870, а затем и 1872-1873) изменились и взгляды Ито Хиробуми. Если в 1859 г. он входил в число сторонников движения сонно-дзёи, то в ходе поездки в Англию в 1863 г. убедился, что  изгнание   иностранцев из Японии    нереально,  а вестернизация страны  неизбежна. Следующее путешествие в 1870 г. и знакомство с американской конституционной системой убедило его в том, что американская конституционная система не приемлема для Японии.[2, c.113]

Большое влияние на Ито Хиробуми оказало пребывание в составе миссии Ивакура. Знакомство с европейской цивилизацией привело  его к важному убеждению о необходимости заимствования ее достижений. Он писал: «Его величество император не сможет придать великолепии нашей стране с помощью политических обычаев, которые существуют в странах Востока…Поэтому наш долг – перенести на японскую почву  западную цивилизацию, стремиться к прогрессу.» [6, c. 49]

Именно во время миссии сформировались идеи Ито о характере будущей политической системы государства, в которой полномочия парламента должны иметь номинальный характер, а все власть должна принадлежать монарху и его советникам. [5, c. 62]

Миссия Ивакура определила курс модернизации Японии. Лидеры Мейдзи поняли, что нельзя ограничиться политическим обновлением страны, необходимо также преобразовать национальное образование, развивать промышленность и современную военную систему. Был выбран и образец для подражания – Пруссия.

 

 

 

Список источников и литературы:

  1. Sources of Japanese Tradition, Abridged: Part 2: 1868 to 2000 (Introduction to Asian Civilizations) (vol. 2) / compiled by Wm. Theodore de Bary. New York: Columbia university press, 2006. – 635 p.
  2. История Японии. Т2. 1868-1998. / под.ред. А.Е. Жукова. – М.: Ин-т востоковедения РАН. – 1998. – 703 с.
  3. Кузнецов С.И. Ито Хиробуми [Электронный ресурс] // Материалы к лекциям по курсу истории стран Азии и Африки в новейшее время. URL: http://www.twirpx.com/file/252894/
  4. Мещеряков А. Н., Император Мэйдзи и его Япония. – М.: Наталис, 2006. – 736 с.
  5. Михайлова Ю. Д., Общественно-политическая мысль Японии: 60 - 80-е годы XIX в. – М.: Наука, 1991. – 216 с.
  6.  Совастеев В. Хиробуми Ито в интерьере японской истории [Электронный ресурс] // Япония сегодня. – URL: http://web.archive.org/web/20071026233659/http://www.japantoday.ru/znakjap/histori/pdf/Sovasteev_35.pdf (дата обращения  11.03. 2012)