РОЛЬ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ В ФОРМИРОВАНИИ УКРАИНСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ (НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г.Ф.КВИТКИ-ОСНОВЬЯНЕНКО)

 

Ятыщук Оксана Васильевна

 

РОЛЬ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ В ФОРМИРОВАНИИ УКРАИНСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ (НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г.Ф.КВИТКИ-ОСНОВЬЯНЕНКО)


Самым важным составляющим элементом национальной культуры для каждого народа есть воспитание подрастающего поколения. Конец ХХ и начало ХХІ веков внесли свои коррективы в современную педагогику, к сожалению, не всегда положительные. Объективные причины такого состояния известны, они множество раз обсуждались в разных официальных учреждениях, хотя существенных изменений пока еще не видно. «Современный человек, воспитанный технизированной цивилизацией и сформирован материалистическим мировоззрением, оторвался от гениально простой мудрости предков, стремясь познать все более сложные знания, забыв при этом, что самым большим непознанным объектом является он сам» [1, с. 49].

 Задание школы и семьи на современном этапе нашего общества – предотвратить физическое и моральное вырождение нашей молодежи, её бездуховность. Значительную роль в этом процессе играет изучение классики украинской литературы, фольклора, мифологии, этнопедагогики да и сама жизнь народа. Именно они дают возможность прививать детям высокие нравственные качества: доброту, уважение к ближнему, чувство человеческого достоинства, справедливости, трудолюбие и жертвенность, милосердие, готовность прийти на помощь тому, кто в этом нуждается.

 Традиционные народные взгляды на семью, ребенка и его воспитание находим в произведениях Тараса Шевченко, Панаса Мирного, Леси Украинки, Ивана Франко, Михаила Коцюбинского. И одним из первых в этой плеяде классиков можна назвать Григория Федоровича Квитку-Основьяненко. Из художественных произведений этих авторов мы можем составить «целостную систему народной педагогики украинцев, в которую вошел опыт многих поколений еще з далекой старины» [2, с. 314].

 В мировоззрении украинского народа ребенок – это Божий посланец: «Как это можно не любить деток, этих ангелочков божих!» [3, с. 348]. Семья, в которой не было детей, считалась неполноценной, обделенной Господом.

 Согласно народной традиции главная обязанность родителей – хорошо воспитать ребенка, так как они несли ответственность перед обществом за его воспитание. Прежде всего, чему учили детей в украинских семьях, – это любовь. Митрополит Андрей Шептицкий в своём пасторском письме к духовенству 1900 года «Семья как основа всякого общества» писал: «Родители, прилежно воспитывайте своих детей!.. Помните и то, что Ваш дом есть первой и главной школою, в которой дети Ваши должны научиться любить Бога и людей» [4, с. 9]. С самих первых дней жизни ребенка к нему обращались с лаской и нежностью: «мой птенчик, мой зайчик, моё солшышко» и т.д. Дети очень часто копируют своих родителей, в частности они «получают в наследство» и их словарный запас. «Как ведут себя те, кто живет рядом с детьми – умно или глупо, так приучаются жить и дети», - сказал известный чешский педагог Ян Амос Коменский. Такими же ласковыми словами, как в детстве, обращаются к своим родителям уже взрослые дети: «Отец, голубчик, соколик, лебедушка! Мамочка моя родная! Уточка моя, перепелочка, голубушка!» [5, с. 51].

 В украинских семьях ребенка старались воспитывать так, чтоб он с раннего детства относился к окружающим с любовью и заботой: «…а потому –то и надо, чтоб мы и любили друг друга, как братья, в нужде помогали , друг от друга беду отводили, а если что-то случится - друг за друга страждали и беду терпели» [5, с. 105]. Ведь только добрый человек способен сделать другого счастливым.

 Проявлением любви и добра было уважение к родителям и старшим людям. Ребенка еще с ранних лет учили «преклонять чело» (целовать руку) родственникам и близким знакомым: «Мелася бросилась ей руки целовать» [5, с. 358]. Проявлением уважения к старшим было обращение на «Вы» как к незнакомым, так и к родителям: «Ой, мамочка, мамочка! Разве ж Вы не знаете моей натуры» [6, с. 293]. Старшие брат и сестра всегда пользовались авторитетом у младших.

 Для украинской семьи характерна главенствующая роль отца. Никто из членов семьи не имел права первым сесть за стол. Как правило, это делал глава семьи, а потом все остальные. Положение главы семьи обусловлено прежде всего важностью исполняемых им функций – распределение работ, предвиденье нужд хозяйства. Кроме того, он сам принимал участие во всех основных полевых и хозяйственных работах: «В каждом дворе хозяйство делает свое дело: старик, заколов кабана, разделял его на куски и отправлял меньшим парням, что в избу к жене, на колбасы и на капусту на праздник; а что надо и на позже, на святки , так и отправлял к молодой снохе в комору, чтобы прятала, пока еще к чему подойдет время» [7, с. 192]. Глава семьи следил за соблюдением обрядов, традиций, обеспечивал должную репутацию семьи и каждого ее члена в обществе. Слово отца было неоспоримым – он по собственному желанию передавал наследство, выделял сыновей в отдельное хозяйство, давал разрешение на женитьбу детей и т.п.: «А знаешь ты, голова, что отец лучше видит твое счастье, чем ты?» [7, с. 54].

 Женщине также принадлежала значительная роль в ведении домашнего хозяйства и решении семейных дел.. Хотя в целом женщина занимала зависимое от мужа положение - «У нас идет все по-божьему да по – старозаветному; он мне закон, а не я ему» [7, с. 52] – все-таки она сохраняла определенную самостоятельность и имела признанные народом права. C одной стороны считали, что главная обязанность женщины – ведение домашнего хозяйства, и говорили: « Женская дорога от печи к порогу» (Жіноча дорога від печі до порога). Хотя с другой стороны – «Женщина за три угла дом держит, а муж за один» (Жінка за три угли дім держить, а чоловік за один).

 Такой взгляд обусловлен прежде всего большим значением женского труда в семье и домашнем хозяйстве: « Голос хозяйки, пани сотниковой, слышен был из-за всего шума; но она не была брюзгливая хлопотунья, а благоразумная и взыскательная распорядительница, и все приказывала толком, с рассудком, и от того дело шло успешно» [8, с. 292].

Одним из главных элементов народной морали испокон веков было уважение и любовь к труду. По этому ценность человека измерялась прежде всего его отношением к труду: «Не даром говорится: ленив тот ребенок, которого отец не учил» [9, с. 22].

 Подготовка детей к трудовой деятельности основывалась на передаче опыта от отца – сыну, от матери – дочери. « Весь вечер Маруся… тарелки перемывала, стол смывала, печь мазала…» [9, с. 48]. В художественных произведениях Г.Ф.Квитки-Основьяненко находим обширную информацию о привлечении детей к труду и распределении между ними обязательств соответственно их возрасту и полу.

 На формирование этнического самосознания у детей, нагромождения и передачи им этнокультурных ценностей, непосредственно влияли христианские основы семейной жизни. Поскольку во второй половине XVIII – начале XIX веков в Украине большинство семей были христианскими, то самым ценным наследством, которое передавалось детям, была ежедневная и искренняя молитва матери и отца [10, с. 9]. «А после этого не будем печалиться, что нам бог милосердный даст вытерпеть, и, перекрестившись, скажем: « Господи! Научи меня, грешного, как исполнить волю твою святую» - и увидишь, что потом все хорошо будет» [11, с. 22].

 Большое значение в украинской семье придавали интеллектуальному развитию ребенка. Важным элементом передачи этнокультурных ценностей было чтение Святого Письма: «Парася, когда брат уже совершенно обогрелся, просила его прочитать тот стих из псалтыря, который он сегодня выучил» [12, с. 295].

 Большого значения придавалось празднованию всей семьей христианских праздников – Рождества Христова, Пасхи и т.д. и связанной с ними традиционной обрядности – это был один из способов этнического воспроизведения украинского народа. «Именно в них переплелись христианские и дохристианские обряды, на основании которых на протяжении тысячелетий формировалась ментальность украинцев. И именно благодаря им украинцы во времена самых больших лишений для страны сохранили национальную идентичность, научивши своих детей любить Бога, свой народ и его культуру» [13, с. 10].

 Совместное празднование семейных торжеств и христианских праздников имело большое влияние на формирование эмоционально-психологического климата в семье: « Старая Настя села за столом на скамейку, а Маруся возле нее рядом…Василь сел на стул, старый на покутье, а батраки в конце стола. Вот, перекрестившись, Наум и прочтя трижды «Христос воскрес с мертвых», тут же отрезал кулича святого и положил перед каждым по куску. Вкусив его бережно, чтоб крошки не упали под стол, все перекрестились и сказали: «Спасибо богу милосердному, дай боже и на тот год дождаться»» [14, с. 60].

 В праздничный день вся украинская семья должна быть вместе. Никто и ничто не может быть в такой день, а особенно в Свят-вечер, вне дома: « А каково же нам будет, мне без хозяина, а вам без отца, сесть «за узвар и кутью»? Один раз в год закон исполняеться» [15, с. 293]; «По окончании стола принесена была усердная молитва, что бог удостоил все семейство без разлучения и в полном здоровье дождать такого вожделенного наступающего праздника» [15, с. 302].

 Для детей такие родственные отношения были не только источником удовольствия и счастья, но и огромной воспитательной силой. Большое значение для домашнего тепла, уюта и семейного благополучия в украинской семье имел обычай прощать друг другу всякие обиды накануне больших христианских праздников. Идя в церковь на исповедь, люди просили прощения у всех, на кого была обида, или кто обижался на них. Такие действия преследовали цель гармонии в семье и обществе. « Закон требует христосоваться со всяким, даже со смертельным врагом. Похристосайтесь же по закону трижды, да пускай вас бог хранит от всякой плохой мысли! Большой грех в таком большом деле думать плохое!» [16, с. 59].

 Конечно, не всё и не всегда в христианских семьях было таким идеальным, как описывает в своих произведениях Г.Ф.Квитка-Основьяненко. Встречаем случаи внебрачных отношений, пьянства, лени и т.д., которые резко осуждались церковью и обществом.

 Полноценную национально сознательную личность с чувством собственного достоинства, с высокими моральными качествами мы можем воспитать только благодаря правильно организованной системе изучения национальных идеалов, традиций, обычаев, и эта система должна быть сформирована с помощью национального мировоззрения.

Список використаних джерел

  1. Савчук Н. Дитина у світогляді українського народу // Народна творчість та етнографія. – 2001. - № 1-2. – С. 49.
  2. Лозко Г. Українське народознавство / Г.Лозко. – К.: Зодіак ЕКО, 1995. – С. 314.
  3. Квітка-Основ’яненко Г.Ф. Твори у 7 томах / Г.Ф.Квітка-Основ’яненко. – К.: Наукова думка, 1979-1981. – Т. III. -  С. 348.
  4. Шептицький А. Християнська родина: Пастирський лист до духовенства і вірних Станіславської єпархії / А.Шептицький // Твори Слуги Божого митрополита Андрея Шептицького. – Торонто, 1965. – Т.1. – С. 9.
  5. Квітка-Основ’яненко Г.Ф. Твори у 7 томах / Г.Ф.Квітка-Основ’яненко. – К.: Наукова думка, 1979-1981. – Т. III. - С. 51
  6. Там же. – Т. IV. - С. 293
  7. Там же. – Т. ІІІ. – С. 192.
  8. Там же. – Т. IV. - С. 292.
  9. Там же. – Т. III. - С. 22.

10.  Чмелик Р. Християнські засади української сім’ї // Народна творчість та етнографія. – 1995. - №1. – С. 9.

11.  Квітка-Основ’яненко Г.Ф. Твори у 7 томах / Г.Ф.Квітка-Основ’яненко. – К.: Наукова думка, 1979-1981. – Т. III. - С. 22.

12.  Там же. – Т. IV. - С. 295.

13.  Чмелик Р. Християнські засади української сім’ї // Народна творчість та етнографія. – 1995. - №1. – С. 10.

14.  Квітка-Основ’яненко Г.Ф. Твори у 7 томах / Г.Ф.Квітка-Основ’яненко. – К.: Наукова думка, 1979-1981. – Т. III. - С. 60

15.  Там же. – Т. IV. - С. 293

16.  Там же. – Т. ІІІ. – С. 59