Экологическое право и экологическая обстановка в Республике Казахстан

 

ПОД- СЕКЦИЯ 35. Экологическое право. Аграрное право. Земельное право.

Орынтаев Ж.К.

 к.ю.н. зав. кафедрой гражданского права

Казахского национального педагогического университета имени Абая (Казахстан)

 

 

Экологическое право и экологическая обстановка в Республике Казахстан

 

Актуальность данной статьи обусловлена рядом экологических проблем, которые есть не только в Казахстане, но и во многих государствах мира. Среди них можно назвать такие, как интенсивное загрязнение воздуха, воды и почв; деградация животного и растительного мира; истощение природных ресурсов; опустынивание и значительные потери биологического и ландшафтного разнообразия; рост заболеваемости и смертности населения; неполнота обеспечения населения питьевой водой; ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и другие. Решению таких проблем во многом способствует правоприменительная практика, в частности, претворение в жизнь Законов об охране окружающей среды.

«Экологическая безопасность является одним из направлений правовых отношений в области обеспечения национальной безопасности в стране. Под экологической безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду» [1,с.56].

Сегодня уже никто не отрицает того, что разрушительные последствия экологических правонарушений представляют собой серьезную угрозу интересам национальной безопасности нашей республики. «Любое государство, стремящееся к прогрессу и цивилизации, должно в первую очередь заботиться о физическом, психическом и нравственном здоровье своих граждан, поскольку именно от этих факторов непосредственно зависит качество генофонда населения. Государство, которое устраняется от решения этой проблемы, не имеет будущего» [1,с. 22]. 

Иждевенческо-потребительское и варварско-вандальское отношение, сформированное в сознании наших граждан, привели к низкому  уровню экологической культуры в стране. В это нас убеждают следующие факты.

Экстенсивное развитие сельскохозяйственного производства приводят к деградации земель и оскудения ландшафтов. За 40 лет эксплуатации целинных и залежных земель в результате ветровой и водной эрозии утрачено 1,2 млрд. тонн гумуса.  На территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона около 2 млн. га сельскохозяйственных земель подвержено радиоактивному заражению.

Среди стран CНГ по водообеспеченности на душу населения Казахстан занимает последнее место. Ежегодно в поверхностные водоемы республики происходит сброс более 200 млн. м3 загрязненных сточных вод. Обнаружено более 3 тыс. источников загрязнения подземных вод. Их суммарная площадь составляет более сотни квадратных километров.

Работа предприятий горно-металлургического комплекса на территории Казахстана оставляет более 20 млрд.т промышленных отходов при ежегодном поступлении около 1 млрд. т. Из них 230 миллионов тонн являются радиоактивными. 95% от общего объема добываемой руды направляется в отходы. Как правило, большая их часть чрезвычайна токсична и они помещены  в  тары неприспособленные для долгого хранения. По данным интернет-сайтов, 1,5 миллиарда тонн отходов скопилось в золоотвалах Экибастузской ГРЭС Павлодарской области [2]. "Из-за несовершенства законодательной базы сегодня предприятиям выгоднее платить за размещение отходов, чем принимать меры по их утилизации. Предприятия не несут материальной ответственности и не компенсируют материальный ущерб", – отметил министр охраны окружающей среды Республики Казахстан [3]. В предлагаемых изменениях в законодательство по экологическим вопросам заложены механизмы экономического стимулирования переработки отходов и их сокращения. Для этого в Налоговом кодексе предлагается дополнительно внести ставки платы за весь накопленный объем отходов. Предприятия будут обязаны разработать и утвердить в министерстве программы по управлению отходами.

Однако, как показывает практика, за последние несколько лет, несмотря на многочисленные грубейшие нарушения экологического законодательства, ни один из виновных не привлечен к уголовной ответственности. Предлагаются внести поправки в законодательство, которое бы усиливало правовую ответственность за экологические преступления, так как действующие сегодня уголовные нормы за экологические нарушения неэффективны. Для исправления подобного положения новым законопроектом вводится критерии экологического преступления. Законодательную основу уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за экологические преступления, составляют идеи, заложенные в ст. 31 Конституции РК: «1. Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. 2. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом». Поскольку диспозиции уголовно-правовых норм, помещенных в главе 11 УК, бланкетные, применение их требует обращения к экологическому законодательству, к Законам РК от 15 июля 1997 г. «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях»; от 18 марта 1997 г. «Об экологической экспертизе» и другим законодательным актам. То есть экологическим преступлением, как и всяким преступлением, в контексте ч. 1 ст.9 УК РК признается деяние (действия или бездействие), совершенное виновно, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания общественно опасное деяние [4, с.56].

Экологические преступления подразделяются на экологические преступления общего характера и специальные экологические преступления.
В их число входит 18 составов преступления. Они также имеют свою классификацию, в зависимости от непосредственного объекта посягательства. Первый вид преступлений  - это преступления совершенные в результате нарушения хозяйствующими субъектами правил экологической безопасности. Ко втором относятся преступления в результате которых подвержены посягательству объекты неживой природы. Преступления против живой природы – это третий вид экологических преступлений. При этом стоит отметить, что из 18 статей за экологические преступления реальное применение находят только 3-4 за браконьерство.

Неотъемлемым признаком экологического преступления являются общественно опасные последствия, например, значительные изме­нения радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных или другие тяжкие последствия. Так, к примеру, при строительстве территориально-производственных ком­плексов промышленности, сельского хозяйства, их реконструкции устанавливаются пре­дельно допустимые нормы нагрузки на природную среду. При этом принимается во внимание ее потенциальные возможности, необходимость рационального использования территориальных и природных ресурсов, сохране­ния естественного баланса экологических систем. Данный вид работ всегда сопровождается риском причинения вреда окружающей среде. Следовательно, при проведении строительных или реконструкционных  работ надо руководствоваться правилами, которые помогают свести к минимуму риск и тем самым уменьшить потенциальной угрозы и ограничения возможных отрицательных последствий. Данные правила и нормы включены в экологическое и природоресурсовое законодательство Республики Казахстан: Закон РК «Об охране окружающей природной среды» от 15 июля 1997г; Закон РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 29июня 2006г;  Закон РК «Об экологической экспертизе»  от 18.03.1997 г;  Водный кодекс РК от 09.07.2003г; Лесной кодекс РК от 08.07.2003г.

В случае, положительно­го заключения по строительству объектов специально созданных  уполномоченных государственных органов и решения местных органов самоуправления, то их строительство разрешается с условием соблюдения всех норм природопользования. В спорных же случаях вопрос о строительстве разрешается путем обсуждения или референдума.

Принимая во внимание все вышеуказанное наше государство вносит поправки в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Экологический кодекс, Налоговый и Бюджетный кодексы, Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения" и другие законы, например, усиление административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения; снижение выбросов парниковых газов путем введения рыночных механизмов; уменьшение объемов накопления отходов и т.п.

Еще несколько лет назад Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев на 18-ом заседании Совета иностранных инвесторов поручил решить проблемы с переработкой отходов производства и их потребления. Из-за недоработок законодательной базы многим предприятиям выгоднее платить за размещение отходов, чем предпринимать меры по их утилизации. На сегодняшний день многие казахстанские предприятия не несут материальной ответственности, не компенсируют наносимый ущерб, не принимают меры по уменьшению объемов отходов и снижению их воздействия. Для решения данной проблемы в Налоговом кодексе предлагается ввести дополнительные ставки платы за весь накопленный объем отходов. Предприятия будут обязаны разработать и утвердить в Министерстве Программу по управлению отходами. Данные положения вводятся законопроектом с 1 января 2013 года. Таким образом, у предприятий есть время подготовить и обосновать свои программы. Также необходимо усилить государственное регулирование в сфере выбросов и поглощений парниковых газов. Данная мера соответствует правовым обязательствам нашего государства по решению одной из глобальной экологической проблемы  - изменение климата.

Начиная с 2011 года, крупные предприятия нефтегазовой, энергетической, горнометаллургической, химической отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта, имеющие выбросы парниковых газов свыше 20 тысяч тонн в год обязаны получать соответствующую квоту. Данная правовая мера о сокращении выбросов аналогична киотскому механизму.

Также, по нашему мнению, сокращению нарушений законодательства в экологической области Республики Казахстан будет способствовать: развитие экономики с помощью таких предприятий, которые будут постоянно модернизировать производственное оборудование и тем самым постепенно внедрять малоотходные технологии, строить необходимые очистные сооружения. Развитию таких предприятий будет способствовать строжайшая бюджетная дисциплина, цель которой справедливое распределение финансовых потоков на потребности охраны окружающей среды. Необходимо устранить диспропорцию в суммах, поступающих в бюджет от природопользователей и суммах, выделяемых на охрану окружающей среды.

Необходимо развивать права разумного экопользования, повышая его статус четко представленными правами и обязанностями, закрепленными государственной защитой. В этом случае удастся запустить механизм экономической заинтересованности предпринимателей, бизнесменов в сохранности и улучшении состояния предоставленных им элементов экосистем. Требуется постоянное совершенствование экологического законодательства и постепенного исключения в нем противоречий ресурсовых и охранительных норм, а также развитие экологизированных норм других отраслей права. Природное расположение Республики Казахстан в многообразии природных зон, способствует развитию именно регионального подхода к отдельным условиям Казахстана и может обеспечить успешное противодействие правонарушениям.

В профилактике экологических преступлений значительную роль могут сыграть политические партии, религиозные организации. Важное место в их деятельности отводится профилактической работе, которая выявляет возможные причины экологических правонарушений, разрабатывает и воплощает в жизнь меры по  их предотвращению, тем самым повышая уровень   эколого-правовой культуры населения.

Таким образом, объединив усилия правоохранительных органов, законодательных и простых граждан можно добиться желаемого результата – благоприятного состояния экологической обстановки в республике, а значит и сохранение жизни населению.

 

 

 

Литература

 

  1. Комментарий к Уголовному кодексу РК // Отв. редакторы: Борчавшили И.Ш., Рахимжанова Г.К. - Караганда, РГК ПО «Полиграфия», 1999.
  2. По данным сайта http://www.nauka.kz/biol_med/razd4/probl_ekologii _v_Kphp
  3. По данным сайта пресс-службы Аппарата Мажилиса Парламента РК http://www.parlam.kz/ru/mazhilis/page
  4. Уголовное право Казахстана (Особенная часть). Учебник для ВУЗов //под редакцией И.И. Рогова и С.М. Рахметова - Алматы, ТОО «Баспа», 2001.