ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ «ИМИДЖ» И «РЕПУТАЦИЯ» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

 

ПОД- СЕКЦИЯ 5 Языковедение и иностранные языки

 

Чискис Е.В.

магистрант 2 г.о. филологического факультета

Башкирского государственного университета

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ «ИМИДЖ» И «РЕПУТАЦИЯ»

В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА


Современное общество характеризуется «стремительным изменением информационного пространства, которое, как губка, впитывает все новшества и закономерности развития постиндустриального общества» [2, с. 5]. С каждым днем все больше и больше новых слов и понятий мы используем в обыденной жизни, слышим с экранов телевизоров, читаем со страниц газет и Интернета. Сегодня, например, в речи и письме часто встречаются слова имидж и репутация. Тут же возникает ряд вопросов: что такое имидж и что такое репутация? Являются ли они синонимами? Если нет, то в чем их различие?

         Опираясь на данные различных словарей (Толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова, Словарь русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой, Словарь современного русского литературного языка, Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой), мы можем сделать первый небольшой вывод: репутация – это сложившееся общее мнение о достоинствах и недостатках, а имидж – представление о чьем-нибудь внутреннем облике, образе. Следует также отметить, что имидж представлен лишь в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, в то время как репутация зафиксирована во всех пяти. Связано это с тем, что понятие имидж относительно молодое, а репутация, согласно этимологическому словарю русского языка М. Фасмера, встречается уже в лексике Петра I.

         В попытке уловить грань между лексическими значениями анализируемых слов немаловажную роль играет контекст. Он «позволяет очертить то именно значение, которое имеется в виду в данном тексте и которое – в требуемом оттенке – может и вовсе отсутствовать в словаре» [1, с. 146]. В.А. Успенский в статье «О вещных коннотациях абстрактных существительных» на примере четырех лексем (авторитет, страх, горе, радость) рассматривает каждое отвлеченное (или абстрактное) существительное как некий «материальный предмет», что дает нам основание мысленно постичь его «как конкретное существительное, обозначающее этот предмет» [Успенский, 1997, с. 151]. Таким образом, каждое отвлеченное существительное обладает (по терминологии В.А. Успенского) «вещными коннотациями», которыми абстрактные имена наделяются, как правило,  через прилагательные и глаголы, поскольку они имеют «конкретные значения и в этих конкретных значениях сочетаются с различными конкретными же существительными. Лексическое значение каждого такого конкретного существительного есть материальная, или вещная, коннотация рассматриваемого отвлеченного существительного в данном контексте» [Успенский, 1997: 151]. В настоящей статье мы попытаемся выявить «вещные коннотации» понятий имидж и репутация на материале сочетаний этих слов с глаголами, а также впоследствии разграничить их.

В первую очередь определим, откуда берутся имидж и репутация. С одной стороны, для достижения поставленных целей их могут намеренно создавать, а имидж еще и формировать социологи, имиджмейкеры, спонсоры и многие другие из отдельных частей. Формировать и создавать, как известно, можно все что угодно, в том числе и материальные предметы (создавать банк, магазин; формировать группу, дивизию, партию). С другой же стороны, в результате какой-либо деятельности из отдельных частей имидж может сложиться (складываться), получиться (получаться), чего нельзя сказать о репутации. Она, как правило, появляется лишь в том случае, если человек прикладывает какие-то усилия, иначе говоря, репутацию можно либо заслужить, либо заработать. Предикат возникнуть, который в текстах СМИ часто встречается в сочетании с обоими анализируемыми словами, содержит в себе семантический компонент «сам собой, невольно», т.е. и имидж, и репутация – явление в какой-то степени спонтанное и неожиданное.

         В жизни человека достаточно много различных ценностей. Для себя и окружающих он их создает на протяжении всей жизни. Это могут быть какие-то духовные ценности (культурные, исторические), могут быть материальные ценности (деньги, драгоценные камни, ювелирные украшения и т.д.). Наряду с предметами материального мира имидж и репутация также очень важны и ценны для человека. Мы готовы переплачивать за имидж. За него боятся и держатся, поскольку он что-либо решает, позволяет говорить, влияет на кого-либо и, как следствие, играет определенную роль в жизни человека. Именно поэтому каждый желает обладать имиджем. Имидж, примеряя на себя маску сурового и строго начальника, зачастую требует от своих подчиненных чего-то, чтобы поддерживать соответствующий статус. В свою очередь он не сидит на месте, находясь постоянно в работе, т.е. имидж еще и способен сам работать, а все для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям. Со словом репутация в газетных и журнальных текстах употребляются совершенно иные глаголы. Так, например, репутацию стараются не растерять, о ней заботятся, ею дорожат, как правило, не рискуют, а в случае нападения недругов ее тут же защищают или спасают от них. Таким образом, получается, что имидж в языке СМИ – это нечто могущественное, влиятельное, авторитетное, а репутация, напротив, представлена в образе беззащитного ребенка, которого нужно постоянно опекать и окружать заботой.

         Поскольку имидж и репутация занимают не последнее место в жизни человека, вполне естественным является то, что эти явления могут стать объектом зависти других. И имидж, и репутация очень уязвимы, о чем прекрасно знают недоброжелатели и постоянно стремятся воспользоваться этим. Имидж, например, завистники могут повредить или подпортить, от чего он даже может пострадать. Репутацию же, как показывают примеры, поливают грязью, стремятся уничтожить, вследствие чего она может быть подорвана или разрушена. Результаты негативных действий могут даже пагубно сказаться на ней. Иногда завистникам удается достичь поставленной цели. Тогда возникает возможность сделать лучше и имидж, и репутацию, например, повысить. В результате этих изменений имидж может вырасти, а репутация достичь какого-то уровня. Также в текстах СМИ с существительным имидж встречаются сочетания с иными предикатами, допустим, над имиджем мы работаем, украшаем его, подправляем. Иногда наши действия бессильны. В этом случае мы вынуждены поменять имидж и начать все с самого начала.

         Немаловажную роль в выявлении сходств и различий анализируемых понятий играют сочетания существительного репутация с глаголами, которые не были зафиксированы в сочетании с имиджем. Репутация может предстать как предмет воздействия манипулятором: пользоваться, управлять репутацией. Если она вызывает недоверие, ее непременно необходимо проверить. Репутация (будь то дурная или же, наоборот, добрая) может крепко закрепиться за человеком, что в газетном тексте выражено сочетанием репутация змеится.

         Несмотря на то что в обыденной речи анализируемые слова мы зачастую употребляем как синонимы, в языковой картине мира они имеют различия, которые скрыты в глагольных сочетаемостях лексем имидж и репутация. Так, имидж в языковой картине мира предстает как нечто дискретное, властное, авторитетное, имеющее сходство с внешним обликом человека, который необходимо постоянно держать в надлежащей форме. Репутация же, напротив, – нечто цельное, своим внимательным отношением к себе напоминающее маленького беззащитного ребенка, которого все норовят обидеть или манипулировать им, крепко привязанного к своему обладателю или спасителю.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Успенский В.А. О вещных коннотациях абстрактных существительных // Семиотика и информатика. – Выпуск 35. – М., 1997. – С. 146-153.
  2. Ушакова Н.В., Стрижова А.Ф. Имиджелогия. – М., 2009. – 280 с.

 

СЛОВАРИ

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. – М., 2002. – 576 с.
  2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. – М., 1987. – 832 с.
  3. Словарь русского языка. Т. 3 / под ред. А.П. Евгеньевой.– М., 1999. – 752 с.
  4. Словарь современного русского литературного языка. Т. 12. – М.-Л., 1961.
  5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. – М., 2005. – 1216 с.
  6. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 2. – М., 1999. – 560 с.