К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЖАНРА ЕСТЕСТВЕННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ «ЗАПИСНАЯ КНИЖКА»

 

ПОД- СЕКЦИЯ 2. История

 

М.В. Весёлкина  

студентка I курса магистратуры филологического факультета

Алтайской государственной педагогической академии.

                     

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЖАНРА ЕСТЕСТВЕННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ

«ЗАПИСНАЯ КНИЖКА»

 

В последние десятилетия в жанроведении все чаще поднимаются вопросы, касающиеся истории формирования и развития тех или иных жанров. Мы считаем, что рассмотрение любого языкового явления (в том числе и речевого жанра) с диахронической точки зрения является весьма эффективным для выявления его особенностей и обоснования возможностей их преобразования и изменения,  а также для исследования явления синкретизма жанров и жанровых признаков. В центре  нашего исследования находится один жанров естественной письменной русской речи (далее - ЕПРР) - записная книжка (далее - ЗК). Цель настоящей статьи  состоит в рассмотрении возникновения и особенностей формирования записной книжки как особого жанра ЕПРР.

Изучать речевые жанры, используя диахронический подход, одним из первых  предложил М.М. Бахтин в работе «Проблема речевых жанров», который отмечал, что «необходима специальная разработка истории речевых жанров (притом не только вторичных, но и первичных), которые более  непосредственно, чутко и гибко отражают все происходящие в общественной жизни изменения» [2, с.243].

Изучение истории возникновения записной книжки затрудняется отсутствием упоминаний о данном жанре в письменных памятниках, однако, в Большой Советской Энциклопедии находим упоминание о том, что большинство берестяных грамот в древней Руси — это частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения, описываются конфликты [1, с.21-22] .  Многие берестяные грамоты также представляют собой своеобразные записные листки, в которых  повседневный быт и заботы средневекового человека предстают в мельчайших подробностях. Авторы посланий на бересте рассказывают о своих сиюминутных делах и заботах: семейных, бытовых, хозяйственных, торговых, денежных, судебных, нередко также о поездках, военных походах, экспедициях за данью и т. п.

Следовательно, можно предположить, что подобные берестяные листки могли быть прародителями современных записных книжек, на что указывает сходство характера информации, заносимой в берестяные листы  и содержащейся в современных ЗК.

Однако  в исследованиях нет указания на дифференциацию речевых жанров и выделения записной книжки как самостоятельного жанра. Вероятно, в то время подобные листки могли выполнять функцию современных записок, записных книжек, ежедневников, личных дневников без их различения.

Не исключается и тот факт, что записные книжки восходят также и к торговым книгам, или купеческим книгам, которые  служили для записывания всех действий торгового предприятия и движения его имущества.  Торговые книги соотносятся с современными деловыми дневниками или ежедневниками.

В настоящее время ежедневник понимается как деловой блокнот, предназначенный для ежедневного ведения записей о делах, планах, результатах и прочих записях, связанных с ежедневной деловой деятельностью человека или компании/организации [3]. В данном определении и характеристике торговых книг можно выделить общие признаки: 1) информация делового характера; 2) ежедневные  и подробные записи действий, дел и планов.

Первое упоминание о ежедневнике связано с Италией 1650 года. Само слово «ежедневник» образовано от латинского agenda и буквально переводится как «вещи, которые надо сделать» [3].

Первые упоминания о записных книжках в России относятся к концу 18 века – началу 19 века. В частности, исследователи пишут о записных книжках Жуковского В.А.,  Пушкина А.С. Однако при изучении «Обзора архивных фондов» мы обнаружили упоминание о записных книгах еще 1694 года, находящихся в данный момент в фонде Г.С. Батенькова.  Итак, в «Записках отдела рукописей» читаем следующую фразу: «В связи с этим интересна выпись из «Записных книг Московской таможни сбора гостя Василия Горезина» 1694. Содержание – о взятии таможенных пошлин и амбарщины за шелк с боярина И.Ф. Волынского, который занимался перепродажей шелка, привезенного им из Астрахани, где он был воеводой» [4, с.37].

Как видим, имеется непосредственное указание на жанр данного документа – записные книги, а также на содержание, соотносимое с содержанием современных деловых ежедневников.

Считается же, что первые ежедневники появились в России при царствовании Екатерины II (1762—1796), которая записывала текущие и предстоящие дела в так называемые цидулы и поручала делать то же самое своим подданным. Эти записи помогали ей грамотно распределять свое время и не забывать о планах, встречах и проектах. В наши дни ежедневники превратились в необходимый атрибут делового человека.

Не смотря на то, что ежедневники в 18-м веке были предметом роскоши и были доступны лишь ограниченному числу людей в силу их дороговизны, в архивах содержатся упоминания и о чисто бытовом применении подобного жанра.

В частности  в «Записках отдела рукописей» находим упоминание о «Сборнике рецептов, хозяйственных записей и проч.», написанном между 1790-м и 1792-м годом и содержащим «рецепты кулинарные, приготовление свечей, чернил, лаков, олифы, мыла <…> записи о разведении скота, чистке серебра, золота, о выведении пятен, разыскании кладов, а также календарь о предзнаменовании времени на всякий год и прогностик, или примечание времен, в 12 месяцах бывающих» [5, с.43]. То есть, в данном сборнике содержатся записи бытового характера, что позволяет нам соотнести подобные сборники  с современными записными книжками домохозяек.

В «коллекции московского общества истории и древностей российских» в группе документов Шуйского уезда содержится указание на «Журнальную записку» о появлении Пугачева в г. Кунгуре. Эта записка представляет собой ежедневные записи событий, происходивших  в январе 1774 года.

Популярными в 19 веке были так называемы альбомы, которые представляли собой  переплетённые чистые листы для рисования, вписывания стихов, для коллекций. Например,  в «Археографическом ежедневнике» находим упоминание об альбоме 1840-х годов и указание на то, что «судя по пометам составлен в Дерпте студентом (студенческие песни на лат. языке, нем. языке, русские записи <…> альбом 1826-1832 гг. На заглавном листе «E.I.1827 г. Содержание – стихотворения, рисунки местностей, ноты, наклеенные образчики материй, список романов Вальтера  Скотта » [6, с.461-462].

Подобные альбомы есть и настоящее время, в малом энциклопедическом словаре  Брокгауза и Ефрона находим следующее определение «Книга или тетрадь из белых листов, куда заносятся заметки, стихотворения, автографы, рисунки. Книга для коллекции фотографий и рисунков» [7].

Вопросы, связанные  с историей формирования и развития речевых жанров не имеют однозначного разрешения, что можно отметить и увидеть при изучении жанров письменной речи: записной книжки, ежедневника и личного дневника, имеющих общие признаки и различающихся в последнее время лишь условно.

Мы рассматриваем в совокупности именно эти жанры, так как, при исследовании записной книжки в кругу смежных явлений, было выявлено, что по своим признакам ЗК сближается в наибольшей степени именно с ежедневником и личным дневником.

Предположим, что исторически данные жанры не дифференцировались, тогда можно представить следующую схему: записная  книжка = ежедневник = личный дневник, что подтверждает условность разграничения данных жанров в современное время.

В процессе своего исторического развития данные жанры перетерпели изменения и трансформировались в современные, известные  нам жанры естественной письменной речи. При этом необходимо обратить внимание и на то, что изменения, касающиеся функций, сферы применения, характера записываемой информации, а также формы и размера исследуемых речевых жанров протекают и в настоящее время, что в свою очередь затрудняет четкую дифференциацию подобных речевых жанров.

Такие изменения обусловливаются, прежде всего, общественным влиянием как на форму речевого жанра, так и на содержания. Изменяется характер заносимой в них информации, меняются и их функции, что вызывает появление и выделение новых признаков у исследуемых жанров.

Так, мы отмечаем, что материальным носителем, характеризующим ЗК, является тетрадь небольшого размера,  которая  в последнее время претерпевает изменения и трансформируется от брелочного варианта до альбомного, что также характерно и для ежедневника,  а также для  личного дневника.

Отсутствие четкой и стабильной композиции в последние годы все больше сближает ежедневник, записную книжку с личным дневником, для которого основной является свободная форма, а также отсутствие определенной структуры,  стандартной формы изложения материала.

На основании рассмотрения ЗК с диахронической точки зрения,  а также в сопоставлении с другими жанрами ЕПРР приходим к выводу, что ЗК – это разновидность ЕПРР, которая не только обладает собственными жанрообразующим признаками, обусловленными историей формирования и развития данного жанра, но и заключает в своей сущности особенности других жанров ЕПРР, что,  в сою очередь, позволяет говорить о синкретизме жанровых признаков анализируемых жанров.

 

Библиографический список:

  1. Авдусин, Д. А. «Берестяные грамоты» [Электронный ресурс]/ Д.А. Авдусин: Большая Советская Энциклопедия. .—Электрон. дан.—  Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Берестяные%20грамоты/. - Заглавие с экрана.
  2. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи [Текст]/ М.М. Бахтин. – М.: Изд-во «Художественная литература», 1986г. -543 с.
  3. Википедия  [Электронный ресурс]. .—Электрон. дан.—   Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ежедневник.
  4. Зайончковский,  П.А.  Записки отдела Рукописей [Текст] / П.А. Зайоничковский.– М.: Издательство ГБЛ , 1952. - Вып. 13. – 191 с.
  5. Макагонова,  Т.М. Записки отдела Рукописей [Текст] / Т.М. Макагонова. – М.: Книжная палата, 1987. - Вып. 46. – 264 с.
  6. Тихомиров,  М.Н. Археографический ежегодник за 1960г. [Текст] / М.Н. Тихомиров.  –  М. : Издательство «АН СССР» , 1962. -  504 с.
  7. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / под.ред. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.—Электрон. дан.—   Режим доступа:

http://slovari.yandex.ru/альбом/Брокгауз%20и%20Ефрон/Альбом/.