ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

 

ПОД- СЕКЦИЯ 10. Информационное право.

Грищук-Бучка С.Ф.

Докторант Институту Истории, Государства и права

Академии Наук Молдовы

 

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

 В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА


В современном мире информатизация общества выступает объективной необходимостью и одним из важнейших геополитических факторов развития современных государств, поскольку предоставляет возможность на равноправное участие в формирующейся мировой экономике, основанной на информации и знаниях. Информатизацию, по мнению Т.Цырдя, логично понимать как социокультурный феномен, призванный обеспечить большую свободу в производстве социальной информации и более широкий доступ к ней в целях ускорения реального прогресса в развитии социума [8].

В соответствии с Заявлением о намерениях, подписанным в Любляне в 2002 году странами-членами пакта стабильности для Юго-Восточной Европы, Молдова взяла на себя обязательство построить ориентированное на интересны человека информационное общество, основанное на принципах, установленных Уставом ООН, Всеобщей декларации прав человека и Окинавской хартией создания глобального информационного общества 2000г.

Официально Республика Молдова избрала курс на построение информационного общества в качестве одного из национальных приоритетов Указом Президента «О создании информационного общества в Республике Молдова» в 2004 году [1]. В том же году Постановлением Правительства Республики Молдова была утверждена Политика создания информационного общества в Республике Молдова  и учреждена  Национальная комиссия по созданию информационного общества в Республике Молдова [2].                        В контексте всеобщей информатизации политика построения информационного общества в Республике Молдова выступает составной частью государственной политики и содержит описание стратегических целей развития информационно общества, государственной поддержки развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, повышения эффективности управления государством, обеспечения свободного доступа и языкового разнообразия, подготовки населения к жизни в информационном обществе. Соответственно представленный документ,  послужил концептуальной основой для разработки Национальной стратегии создания информационного общества «Электронная Молдова» и Плана мероприятий по внедрению информационно-коммуникационных технологий во всех сферах человеческой деятельности [3].

Одной из первостепенных организационных мер стала разработка и утверждение Постановлением Правительства № 27 от 6 января 2006 года Положения о механизме реализации Плана действий - «Электронная Молдова». Министерство информационного развития при поддержке представительства ПРООН в Молдове инициировало Проект «Внедрение компонента «Электронное Правительство», в результате реализации которого была разработана Концепция электронного правления [4].

Уже в 2006 году  Правительством были отмечены достигнутые результаты по реализации Национальной стратегии создания информационного общества - «Электронная Молдова», в частности, представлен проект Концепции правительственного портала, создана функциональная модель правительственного портала с включением в него on-line услуг для индивидуальных налогоплательщиков, начал работу портала «e-Declaraţii», позволивщий осуществлять заполнение в режиме on-line более чем 130 налоговых формуляров, выработана Концепция Официальной страницы Республики Молдова в сети Интернет по адресу www.moldova.md . Одновременно были утверждены Правительством и представлены в Парламент проекты законов об электронных коммуникациях, об обработке персональных данных и о регистрах.  Кроме того, в 2006 году было разработано Положение о порядке размещения информации на официальных страницах органов публичного управления в сети Интернет. Необходимо отметить, что в настоящее время все органы центрального отраслевого публичного управления имеют официальные страницы в сети Интернет. Одновременно был завершен первый этап Президентской программы «SALT» по компьютеризации всех школ и подключению их к Интернету, реализован первый этап запуска национальной программы телевидения Молдовы в наземном цифровом режиме - посредством радиорелейных линий. В целях создания и продвижения систем электронной оплаты была создана нормативная база, благоприятствующая появлению на местном рынке независимых поставщиков услуг электронной оплаты, в том числе международного уровня. В области социальной защиты и охраны здоровья специалисты Министерства информационных технологий участвовали в создании информационной системы обязательного медицинского страхования с использованием, впервые в нашей стране, электронных страховых полисов. В частности был реализован пилотный проект автоматизированной информационной системы обязательного медицинского страхования в районе Хынчешть[5].

Отчет о мониторинге реализации Плана действий Национальной Стратегии «Электронная Молдова»  в 2007 году отметил следующие достижения [7]: разработан и принят  Закон об электронных коммуникациях [6], позволивший применить новую процедуру выдачи разрешений юридических и физическим лицам для предоставления сетей и услуг электронных  коммуникаций общего пользования  - процедуру общего разрешения;  Национальное агентство по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий разработало и приняло ряд регламентов по вопросам о предоставлении и мониторинга услуг в сфере информационных  технологий. В начале 2007 года был осуществлён запуск международной программы телевидения Молдовы в цифровом режиме через спутник.

Деятельность государственных органов в 2008 была направлена на разработку базовых документов, определяющих политику формирования интегрированных секторов использования информационно-коммуникационных технологий. В частности, Концепция внедрения цифрового телевидения в Республике Молдова, Стратегия развития почтовых услуг на 2011-2013 гг, Концепция развития широкополосного доступа в Интернет и Стратегию развития сектора информационных технологий и коммуникаций на 2010-2012 гг [9]. В 2008 году  был учрежден Институт развития информационного общества в качестве специализированного учреждения науки и  инноваций Республики Молдова.

Запуском новой версии портала «e-service» (электронных услуг) ознаменовался 2009 год. 1 марта 2010 состоялся официальный запуск услуги «Электронная – декларация» для физических лиц. С целью предоставления гражданам Молдовы возможности пользоваться информацией и публичными услугами в режиме нон-стоп, и обеспечения прозрачности управленческой деятельности со стороны властей, в августе 2010 Правительством Республики Молдова был учрежден Центр электронного управления. Именно на данное учреждение была возложена ответственность за разработку и реализацию программы создания электронного правительства, что существенным образом позволило упростить традиционные административные процедуры, снизить административные затраты, бюрократизм, коррупцию и улучшить деятельность органов власти.

Представленный анализ нормативных актов позволяет констатировать наличие в Республике Молдова достаточно эффективной правовой базы, закрепляющей специфику внедрения информационно коммуникационных технологий в различные сферы деятельности государства. Однако, определяющим фактором темпов процесса построения информационного общества в Республике Молдова все же выступит  механизм внедрения правовых норм  на практике.

Литература:

  1. Указ Президента Республики Молдова № 1743-III от 19 марта 2004 г. «О создании информационного общества в Республике Молдова». (Официальный монитор Республики Молдова, 2004 г., № 50-52)
  2. Постановления Правительства № 632 от 8 июня 2004 г. «Об утверждении Политики создания информационного общества в Республике Молдова» (Официальный монитор Республики Молдова, 2004  г., № 96-99)
  3. Постановления Правительства № 255 от 9 марта 2005 г. «о Национальной стратегии создания информационного общества  -  «Электронная Молдова» (Официальный монитор Республики Молдова, 2005  г., № 046)
  4. Постановление Правительства № 733 от 28 июня 2006 года « О Концепции электронного правления» (Официальный монитор Республики Молдова, 2006  г., № 106-111)
  5. Постановление Правительства  N 421  от  17 апреля 2007 «О реализации Национальной стратегии создания информационного общества - «Электронная Молдова» в 2006 году (Официальный монитор Республики Молдова, 2007  г., № 57-59)
  6. Закон  Республики Молдова №241 от 07 февраля 2008  «Об электронных коммуникациях» (Официальный монитор Республики Молдова, 2008  г., № 37-39)
  7. Отчет о мониторинге реализации Плана действий Национальной Стратегии «Электронная Молдова» в 2007 году http://www.mtic.gov.md/reports_ru/ (24.02.2012)
  8. Цырдя Теодор Н. Информационная безопасность в условиях информатизации общества. http://www.security.ase.md/publ/ru/pubru06.html (24.02.2012)
  9. Igor Cojocaru. Spre o societate informationala globala http://www.idsi.md/files/file/publicatii/SPRE+O+SOCIETATE+INFORMATIONALA+abstract+en+ro.pdf (24.02.2012)