ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕРНОПРОДУКТОВОГО КЛАСТЕРА КАЗАХСТАНА

 

ПОД- СЕКЦИЯ 13. Экономика отраслей хозяйства.

 

Алимжанова Г.Д.

 Ассистент, КАТУ им. С.Сейфуллина

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕРНОПРОДУКТОВОГО КЛАСТЕРА КАЗАХСТАНА


В последнее десятилетие класте­ры служат наиболее успешным ин­струментом экономического разви­тия регионов в западных странах. Концепция кластера представляет новый способ ведения националь­ной экономики, а также указывает на новые роли компаний, прави­тельств и других организаций. Опыт многих стран и регионов мира показывает, что кластеры действительно способствуют по­вышению производительности и росту благосостояния там, где они используются.

Кластер, или промышленная группа, - это группа географичес­ки соседствующих взаимосвязан­ных компаний и связанных с ними организаций, действующих в опре­деленной сфере и характеризую­щихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Кластеры принимают различные формы в зависимости от своей глу­бины и сложности, но в большин­стве случаев включают в себя ком­пании готового продукта или сер­висные компании, поставщиков специализированных факторов про­изводства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; фирмы в сопутствующих отраслях.

Кластеры зачастую возникают естественным путем. Примером может служить кластер по перера­ботке сельскохозяйственной про­дукции. Фермерские хозяйства, перерабатывающие предприятия, складские помещения функциони­руют комплексно и выполняют свою работу с соблюдением опре­деленных стандартов.

Кластерное развитие - это ос­новное направление в области по­вышения конкурентоспособности Казахстана на мировом рынке. Га­рантией тому является его успеш­ное применение в высокоразвитых странах (США, Япония, Германия, Италия).  Кластерное развитие в Казахстане принесет не только пря­мую экономическую пользу, но и позволит более эффективно взаи­модействовать частным и государ­ственным секторам экономики. Правительство должно обеспечить развитие кластеров в рамках час­тного сектора.

В настоящее время в Казах­стане доминируют сырьевые от­расли промышленности. Развитие на их основе дополнительных сек­торов экономики, которые будут взаимодействовать друг с другом, выведет Казахстан на новый уро­вень экономического развития. Кластеры позволяют решить или смягчить негативное действие организационных проблем, возни­кающих в более изолированных географических регионах и в фир­мах с большой интеграцией по вер­тикали. Кластеры повышают цен­ность стимулов внутри компаний для достижения более высокой производительности. Объедине­ние усилий, направленных на ис­следование и развитие, изготовле­ние компонентов, сборку, марке­тинг, поддержку заказчиков, а так­же другая деятельность могут об­легчить внутренние потоки ресур­сов и информации, что приведет к повышению конкурентоспособнос­ти предприятия в целом.

Несовершенство существую­щей системы может быть исполь­зовано в качестве начальной точ­ки развития инновационной отрас­левой политики, основанной на кластерах.

Существующая система отрас­левого подхода фокусируется на горизонтальных связях, в то время как кластерный подход акцентиру­ет внимание и на важности верти­кальных отношений между пред­приятиями разных сфер и на взаи­мозависимом симбиозе, основан­ном на синергизме. Кроме того, кластерная перспектива изменяет роль правительства и характер го­сударственного вмешательства. Входящие в кластер фирмы часто оказываются способными более адекватно и быстро реагировать на потребности покупателей. Потенци­альные преимущества кластеров очень велики. Они усиливают гиб­кость и способность к быстрому реагированию. Концентрация клас­теров в географическом отноше­нии происходит в связи с тем, что близкое расположение способству­ет усилению многих преимуществ в повышении производительности и инновациях. Снижаются затраты при совершении сделок, улучша­ется создание и обмен информаци­ей, местные организации с большой готовностью реагируют на специа­лизированные потребности класте­ра, а давление со стороны анало­гичных фирм становятся более ощутимыми. Кластеры представля­ют собой комбинацию конкуренции и кооперации. Присутствие на рын­ке многих соперников и сильных стимулов часто подчеркивает ин­тенсивность конкурентной борьбы в кластерах.

Правительство концентрирует свои усилия на поддержке суще­ствующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует формированию кла­стеров, но и само становится учас­тником сетей. В этой связи на наш взгляд необходимо определить права и обязанности интегрирован­ных в кластер предприятий и орга­низации, которые должны предус­матривать заинтересованность и повышение ответственности в уве­личении производства конечной конкурентоспособной продукции.

В результате взаимодействия целых групп отраслей внутри кла­стеров способствовало росту заня­тости, инвестиций и ускорило распространение передовых технологий в национальной экономике.

Страны Европейского Союза приняли шотландскую модель кластера, при которой ядром такого совместного производства ста­новится крупное предприятие, объединяющее вокруг себя не­большие фирмы. Существует и итальянская модель - более гиб­кое и "равноправное" сотрудниче­ство предприятий малого, средне­го и крупного бизнеса. Опыт этих стран показал, что кластерный под­ход служит основой для конструк­тивного диалога между предста­вителями предпринимательского сектора и государства. Он позво­лил повысить эффективность вза­имодействия частного сектора, го­сударства, торговых ассоциаций, исследовательских и образова­тельных учреждений в инноваци­онном процессе.

В постсоциалистических стра­нах более широкое распростране­ние получили кластерные принци­пы организации производственно­го взаимодействия на региональ­ном уровне. Этот подход предос­тавляет большие возможности, как для повышения конкурентоспособ­ности местного бизнеса, так и для повышения эффективности эконо­мической политики региональной власти.

Следует отметить, что границы кластеров могут выходить за поли­тические границы. Есть пример европейского кластера - фирмы Германии и Швейцарии по произ­водству химикатов.

В условиях развивающейся экономики кластеры содержат меньшее число участников, и от­личаются по своему социальному составу. Недостаточное количе­ство кластеров в развивающихся странах не означает, что эти стра­ны неспособны к участию к конку­рентной борьбе, но оно замедляет совершенствование и повышение производительности. Для повыше­ния доходов, заработной платы и уровня жизни необходимо повы­шать производительность и цен­ность выпускаемой продукции. Чтобы регион смог работать более производительно, наращивал воз­можности, совершенствовал про­дукцию и технологический процес­сы, кластер должен развиваться. В противном случае ему не удас­тся противостоять естественному процессу роста локальных издержек и другие регионы, с более низ­кими факторными издержками или предлагающие большие субси­дии, получат преимущество в дан­ном производстве. [1]

По мнению Портера, в совре­менной экономике, особенно в ус­ловиях глобализации, традицион­ное деление экономики на секторы или отрасли утрачивает свою акту­альность. На первое место выхо­дят кластеры - системы взаимо­связей фирм, организаций. Отсюда и главное отличие кластера от тер­риториально-производственного комплекса, кластер максимально учитывает рыночный механизм, он может быть эффективным только тогда, когда создается по инициа­тиве снизу и предприятия для по­вышения своей конкурентоспособ­ности приходят к необходимости объединения в кластер. Кластер­ный подход способен самым прин­ципиальным образом изменить со­держание государственной про­мышленной политики.

Применение кластерного под­хода позволяет достигать ускорен­ного развития малого и среднего предпринимательства. Однако, как ни важны мотивации к объедине­нию в кластеры, для многих малых фирм организация такого сотрудни­чества далеко не простое дело. Малые фирмы, как правило, про­цветают за счет индивидуализма и предприимчивости, для них слиш­ком тесное сотрудничество с кон­курентами, поставщиками или кли­ентами может представлять ре­альную угрозу. Вот почему в таких предприятиях сотрудничество тре­бует более высокого уровня стра­тегического мышления руководи­телей. Малым фирмам приходит­ся решать, до какой степени они готовы идти на длительное, тесное сотрудничество, какие знания при­дется им вносить со своей сторо­ны, а какие они хотели бы придер­жать - и все это требует высокого уровня внутренней организации.

Краткий обзор зарубежного опыта показал, что научным шко­лам предстоит детально проанали­зировать структуру экономики страны целью формирования клас­терных производственных форм.

Кластерные модели отличают­ся друг от друга. Для успешного развития кластера необходимо наличие следующих условий: на­личие частной собственности; кон­куренция без монополии; принцип свободного ценообразования; ста­бильность денежного обращения; экономическая самостоятельность предпринимателей. [2, с.30]

Географическая близость уча­стников в полной мере позволяет использовать кластерный подход в развитии пищевой промышленнос­ти. Так, например, наиболее перс­пективно развитие кластера зерноперерабатывающей промышлен­ности в Акмолинской, Карагандин­ской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях, молочной - в Акмолинской, Алматинской, Вос­точно-Казахстанской, Костанайс­кой и Северо-Казахстанской обла­стях, в производстве и переработ­ке плодоовощных культур - в Ал­матинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях. Потенци­ал по развитию мясного кластера имеется в Костанайской, Павло­дарской, Северо-Казахстанской областях, рисового - Кызылордин-ской области, рыбного - в Атыра-уской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской областях.

В настоящее время по степе­ни экономической дифференциа­ции, а также по территориальному (географическому) признаку в структуре АПК Казахстана могут быть выделены следующие реги­оны:

1.  Северо-Казахстанский (Ак­молинская, Костанайская, Северо-Казахстанская области).

2.  Западно-Казахстанский (Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская об­ласти).

3.  Восточно-Казахстанский (Восточно-Казахстанская область).

4.  Центрально-Казахстанская (Карагандинская, Павлодарская области).

5. Южно-Казахстанская (Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская).

Внутри вышеописанных реги­онов наблюдаются сходные при­родно-климатические условия, а также примерно одинаковый уро­вень экономического развития и демографического положения, что способствует формированию кластеров.

Особое место в экономике Ка­захстана занимает зерно продукто­вый кластер, поскольку пшеница является важным экспортным ре­сурсом Казахстана. Зерновое хо­зяйство является отраслью специ­ализации экономики республики, ранее оно финансировалось в при­оритетном порядке и находилось под особым контролем государ­ственных органов управления. Ос­новные проблемы заключались в эффективном использовании зе­мельных ресурсов, а также в повы­шении урожайности сельскохозяй­ственных культур. При этом стави­лась цель реализовать комплекс­ный подход к развитию зерновой отрасли, так как рассматривались проблемные вопросы взаимосвя­занных отраслей (семеноводства, производства минеральных удоб­рений, гербицидов и других ядохи­микатов). С таких позиций можно отметить, что в республике уже ус­ловно существовал и существует по нынешний день зернопродуктовый кластер с достаточно высоким уровнем развития.

В республике с 2004г. реализу­ется проект "Казахстанская клас­терная инициатива". В рамках про­екта правительство создало Центр маркетинго-аналитических иссле­дований. Данный центр в течение года вместе с привлеченными меж­дународными специалистами, оте­чественными учеными, предприни­мателями, бизнес-объединениями провел предварительную работу по оценке перспектив отраслей эконо­мики Казахстана на внутреннем и мировом рынках. Зерно продукто­вая отрасль отнесена к одному из приоритетных направлений форми­рования пищевых кластеров и представляет интерес развитие пищевой отрасли АПК Казахстана на ближайшую перспективу.

Следует отметить, что основу зернопродуктового кластера Казах­стана составляют Центрально-Ка­захстанский и Северо-Казахстанский регионы. Так, доля этих регио­нов в производстве зерна в целом по Казахстану составляет около 80% объема по пшенице, 90% - по овсу, по гречихе и просу - 40 - 55 %, по ячменю и зернобобовым -70%.

В зависимости от производства и потребления зерна регионы Ка­захстана можно образно разделить на три группы:

1  - ввозящие зерно;

2 - самообеспечивающие;

3 - вывозящие зерно.

К первой группе можно отнести следующие области: Атырауская, Мангистауская, Кызылординская и Южно-Казахстанская. Площадь пашни на душу населения в 21,3 раза ниже, чем в зернопроизводящих районах северных областей и в 4,7 раза ниже, чем в среднем по республике.

Ко второй группе относятся следующие области: Актюбинская, Алматинская, Восточно-Казахстан­ская, Жамбылская, Западно-Казах­станская, Карагандинская, Павло­дарская области. По обеспеченно­сти пашней и другими сельскохо­зяйственными угодьями близки к средним по республике.

К третьей группе относятся зернопроизводящие регионы: Акмо­линская, Северо-Казахстанская и Костанайская области. Эти регио­ны производят две трети зерна в республики и являются зерновывозящими. Каждая группа обла­дает большими резервами для рас­ширения производства. Среди са­мообеспечивающих можно выде­лить те, которые обладают наибо­лее благоприятными экономичес­кими и климатическими условиями для производства зерна: Павло­дарская, Актюбинская и Западно-Казахстанская области.

Таким образом, структуру рын­ка зернопродуктов необходимо рассматривать, используя понятия кластера, что позволяет выявить взаимозависимость, взаимодопол­няемость между звеньями, пути распространения технологий, инве­стиций, информации, профессио­нальных навыков и определить слабые звенья, нуждающиеся в го­сударственной поддержке.

Кластер состоит из структурных подразделений, расположенных на одной территории. Он позволяет обосновать конкретный механизм интегрирования структуры техно­логического цикла "сырье - перера­ботка - реализация".

В зернопродуктовом кластере Казахстана автор выделил следу­ющие компоненты: зернопроизводящие хозяйства; предприятия по переработке зерна; машиностро­ительные предприятия, произво­дящие специальное оборудова­ние; тароупаковочные предприя­тия и организации по стандарти­зации и сертификации зерна, предприятия по производству хи­микатов и удобрений, семеновод­ческие предприятия, ХПП, элева­торы, НИИ и вузы и др.

"Кластер" в переводе означает скопление или концентрация, он объединяет в себе всех участников цепочки добавленных стоимостей (процессы добавления стоимости от сырья до конечного продукта) какой-либо отрасли, родственные и под­держивающие отрасли, а также дру­гие институты, имеющие отношение к данной отрасли. Производители зернопродуктов взаимодействуют с прямыми и с косвенными поставщи­ками. К прямым относятся постав­щики оборудования, необходимого для производственного процесса, электроэнергии, топлива, водных и человеческих ресурсов, исследова­тельские институты. К косвенным поставщикам относятся все осталь­ные, включая тех, кто оказывает финансовые, строительные, транс­портные и складские услуги. Кроме того, надо отметить, что, в отличие от переработчиков, сельхозтова­ропроизводители взаимодействуют с арендодателями земли и ее вла­дельцами, производителями семян и удобрений.

Некоторые компоненты зернопродуктового кластера недостаточно развиты и не удовлетворяют требованиям других участников. Так, связь с про­изводителями семян и удобрений, водораспределительными органи­зациями, а также исследовательс­кими институтами характеризуется как слабая, остальные вышеука­занные связи характеризуются как сильные.

Кроме того, как было отмечено, кластер включает в себя сопутству­ющие или поддерживающие отрас­ли. Для зерновой отрасли таковы­ми являются: НИИ и аграрные уни­верситеты; общественные и промышленные организации (включая: Национальную Ассоциацию фермеров, Аграрную партию Казахстана, Международную агроиндустриальную биржу Казахстана, Зерно­вой союз и Союз производителей продуктов питания Казахстана); го­сударственные учреждения (такие, как Министерство индустрии и тор­говли, Комитет стандартизации и сертификации, таможенный коми­тет и СЭС, АО "Продовольственная контрактная корпорация"); произ­водственная инфраструктура (со­стоящая из авто- и железных дорог, телекоммуникаций, Актауского пор­та, элеваторов и складов). При этом связь производите­ли зернопродуктов с НИИ и уни­верситетами является недостаточ­ной, требует повышения качества обучения будущих специалистов и формирования практических на­выков.

Последними участниками в данном кластере, с которыми про­исходит взаимодействие произво­дителей зернопродуктов, являются экспортеры, оптовики, розничные торговцы и дистрибьюторы, посто­янная взаимосвязь с которыми имеется и у производителей зерна, и у ее переработчиков. Однако она недостаточно сбалансирована, особенно ущемлены интересы про­изводителей зерна.

Интеграция различных отрас­лей промышленности внутри одно­го кластера позволит получить зна­чительные выгоды.

Кластериза­ция зерновой промышленности приведет к следующим положи­тельным моментам:

1) внутри кластера будут ус­пешно развиваться взаимоотноше­ния между субъектами, которые помогут конечному продвижению товара и получению прибыли;

2) появление интегрированных формирований внутри кластера будет способствовать обоснован­ному формированию материально-технической базы зернопродуктового подкомплекса на целостной основе; наличие взаимосвязанных предприятий по ремонту и произ­водству сельхозтехники, а также потребители этой техники будут общаться с минимальным числом посредников и наиболее полно учи­тывать потребности друг друга;

3) предприятиям, объединен­ным внутри кластера, гораздо лег­че защититься от внешней продо­вольственной агрессии;

4) улучшится социальное поло­жение сельхозпроизводителей за счет развития инфраструктуры внут­ри кластера, появятся новые рабо­чие места, повысится уровень жизни.

Это говорит о том, что по­требители стремятся оптимизиро­вать структуру потребления за счет увеличения в своем рационе живот­ных белков и растительных продук­тов. Однако в ближайшие годы не следует ожидать дальнейших и су­щественных изменений в составе продуктов питания, в том числе и в потреблении хлебопродуктов.

Как известно, маркетологи и исследователи потребительского спроса по материалам развитых стран традиционно относят к бла­гам низшего порядка из ассорти­мента продуктов: крупы, карто­фель, хлеб, искусственные жиры и т.д. Благами высшего порядка яв­ляются высококачественные, эко­логически чистые продукты питания.

При формировании и развитии кластеров на рынке зернопродуктов преследуется следующая цель -создание условий для расширения внутреннего производства и повы­шения конкурентоспособности про­дукции отечественного производ­ства на основе формирования ин­теграционных связей и совершен­ствования государственного регули­рования. [3, с. 289]

Литература

  1. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» // Казахстанская правда /Астана. 06.03.2009г.
  2. Хухрин А.С., Примак А.А., Петухов Е.А. Агропромышленные кластеры: российская модель. /  Хухрин А.С., Примак А.А., Петухов Е.А.// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. №7.
  3. Кошкарев И.А. Развитие регионального зернопродуктового подкомплекса (теория, методология и практика) / И.А. Кошкарев. – М.: ВНИИЭСХ, 2003.