Проблемы малого предпринимательства, мешающие российскому региональному развитию

 

ПОД- СЕКЦИЯ 9. Размещение производственных сил, региональная экономика.

 

Турчанинова Татьяна Владимировна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов

НОУ ВПО «Мурманская академия экономики и управления»

 

 

Проблемы малого предпринимательства, мешающие российскому региональному развитию


Как свидетельствует мировой опыт, в развитии рыночной экономики особую роль играет малое предпринимательство. Малый бизнес является основой любой экономики: страны, региона, города, района. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы бизнеса, дает значительную часть налоговых поступлений, создает занятость населения. Благодаря небольшому управленческому персоналу и простым организационным формам малый бизнес обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей.

Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:

ü    малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков;

ü    малые предприятия имеют более высокую оборачиваемость капитала;

ü    малые предприятия часто проявляют себя как новаторы.

Реализация рыночных реформ в России до середины 1998 г. происходила в условиях постепенного преодоления кризисных процессов в экономике, финансовой стабилизации, оживления производства и увеличения товарооборота в отдельных секторах национального хозяйства. В немалой степени региональному развитию положительных тенденций способствовал малый бизнес. Финансовый кризис 1998 г. нанес значительный ущерб развитию малого предпринимательства в российских регионах, его положению на рынке и отбросил этот важнейший сектор на несколько лет назад. По имеющимся оценкам, вынуждены были временно свернуть или даже прекратить свою предпринимательскую деятельность от 30 до 50% всех российских малых предприятий. Ухудшились позиции практически всего малого бизнеса. Выжить в условиях финансового кризиса удалось, прежде всего, тем предприятиями, которые осуществляли не менее двух основных видов деятельности.

Кризис 2008 года снова негативно повлиял на статистику развития малого предпринимательства в российских регионах. Среднесписочная занятость на малых предприятиях в первом квартале 2009 года по сравнению с показателем за аналогичный период 2008-го сократилась на 5,4%. Объем инвестиций в основной капитал упал на 24,1% (в среднем по экономике – на 15,6%). Падение малого бизнеса неудивительно: он не имеет значительных ресурсов для выживания, в отличие от крупного бизнеса, имеющего доступ к господдержке. По количеству уволенных с большим отрывом лидируют торговля (173 900), строительство (112 500) и обрабатывающая промышленность (46 500 чел). По темпам сокращения числа малых предприятий лидирует образование (на 57,1%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (на 36,6%), а также сфера операций с недвижимым имуществом и арендой (на 30,9%). Кроме мелких кафе в кризис 2008 года хорошо себя чувствуют секторы распределения электроэнергии, газа и воды и предоставления коммунальных услуг. Это связано не только с ростом коммунальных тарифов, но и с тем, что эти отрасли получают инвестиции на обновление инфраструктуры, запланированные еще до кризиса. Анализ ситуации в малом бизнесе позволяет сделать вывод о том, что этот сектор предпринимательства пока еще далеко не использует всех своих возможностей.

В настоящее время успешному развитию малого предпринимательства в российских регионах препятствует множество проблем. Прежде всего, это организационные проблемы, связанные с определением и отведением месторасположения, юридическим оформлением, регистрацией предприятия, открытием счета в банке, а также:

  • Несовершенством системы налогообложения;
  • Нестабильностью нормативно-правового регулирования;
  • Нестабильностью бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
  • Неразвитостью механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствием механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
  • Административными барьерами [1, с. 112].

Весьма важной является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. Иногда собственного стартового капитала недостаточно, чтобы открыть дело, а получение заемных средств в виде кредитов затруднено из-за жестких условий коммерческих банков. Высокие процентные ставки, «привязывание» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствие льготных кредитов, безусловно, препятствуют развитию малого бизнеса в российских регионах.

Серьезными проблемами являются материально-техническое обеспечение сырьем, нехватка или отсутствие производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятия.

Существуют определенные трудности выхода на рынок, в том числе растущие транспортные расходы и низкая покупательная способность населения, неплатежеспособность потенциальных производственных потребителей продукции малых предприятий.

Процесс развития малого бизнеса прямо или косвенно тормозит сложившаяся в нынешней России система налогообложения. Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным, что приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляет свою предпринимательскую деятельность. Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной.

Субъекты малого бизнеса сталкиваются со следующими проблемами: сложность, дороговизна и длительность выполнения всех необходимых процедур, а также отсутствие залога и кредитной истории, не позволяющие получить кредиты на реализацию инвестиционных проектов. Наряду со сложностью получения кредита, возникает и другая проблема: предприятие не может брать кредит по причине невозможности просчета суммы сделки по итогам реализации продукции. Это обусловлено тем, что спрос на продукцию в условиях кризиса практически остановлен [2, с. 36].

В настоящее время сложность производства и технические системы упали до такого уровня, что по отдельным видам производства стало невозможным возрождение утраченных позиций и покупка импортных комплектующих и производственного оборудования, даже бывшее в употреблении, но превосходящее отечественное оборудование по технико-экономическим характеристикам решает вопросы осуществления производственной деятельности. В итоге экономика получает заведомо отсталую технологическую базу, к тому же она лишается способности производить и совершенствоваться в этом отношении сама. При отсталости технологической базы производство конкурентоспособных товаров становится невозможным. На наш взгляд, государственная экономическая политика в первую очередь должна быть направлена на создание условий, стимулирующих и поддерживающих инновационную активность хозяйственных структур, и, прежде всего субъектов малого бизнеса (в малом бизнесе всего 3% инновационных предприятий). В современных условиях крайне важно формировать мотивацию к инновационному поведению. Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы, предпринимательского и государственного секторов промышленности.

Особенностью современного этапа развития экономики является все большая зависимость предприятий от состояния внешней среды, возможности оперативно и адекватно реагировать на изменение факторов внешней среды. Предпринимателям для нормальной работы не хватает не только финансово-кредитных ресурсов, но и полной и достоверной информации. В этих условиях важна консультационная поддержка по бухгалтерским, юридическим и налоговым аспектам ведения бизнеса. Она сегодня недостаточно организована, нет четких направлений поддержки малого бизнеса. На наш взгляд, проблему высоких ставок налогообложения можно решить при помощи общего снижения налогов, налоговых ставок и упрощения самой системы. Также важно рассмотреть и возможность полного освобождения от налогов в первые годы для начинающих бизнесменов. Частично эти проблемы сегодня решаются. С 2009 года п.2 ст. 346.20 НК РФ дополнен следующим: законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Например, законодательные органы Псковской, Липецкой, Кемеровской, Орловской и Калужской областей снизили ставку налога до 5%, а в Ростовской области депутаты законодательного собрания снизили ставку налога до 10%. Таким образом, можно сказать, что закон создает условия для того, чтобы малый бизнес цивилизованно платил налоги.

Целесообразно упростить порядок получения кредитных ресурсов, оформления документов для получения кредита, а также увеличение суммы кредитов для малого и среднего бизнеса. При этом, учитывая ситуацию, складывающуюся сегодня в мире, и в нашей стране, в частности, активнее следует кредитовать малый бизнес в сельском хозяйстве. В части выбора банка для обслуживания не обязательно следует склоняться в пользу банков с государственным участием, полагая, что это самые надежные партнеры. Важно детально изучить все то, что предлагает банк: оперативность рассмотрения заявки; наличие скидки на открытие расчетного счета; специальные предложения банка. Например, Сбербанк России с 2010 года наращивает объемы кредитования, предоставляемые малому бизнесу. С этой целью банком переработан и дополнен весь продуктовый ряд для малых предприятий.

Одной из существенных проблем является отсутствие у малого бизнеса большого залогового имущества, и потому банки рассматривают этот бизнес как рискованный. Известно, что при получении кредита производится оценка предполагаемого в залог имущества. Банки применяют схему, при которой с помощью своих экспертов они существенно занижают стоимость имущества заемщика. Таким образом, дается оценка остаточной стоимости, способствующая увеличению сумма залога. В этой связи, для объективной оценки стоимости своего имущества заемщику предпочтительнее работа с независимыми экспертами, оценивающими рыночную стоимость имущества.

Важно отметить и то обстоятельство, что работа с малым бизнесом дает гарантию и самому банку, он не станет заложником одного крупного клиента. Доходность от вложений в проекты малого бизнеса и его кредитование превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса. В современных условиях жизнеобеспечивающей нишей для многих банков, способом расширения клиентской базы является обслуживание предприятий малого бизнеса. В этой связи, банкам сегодня надо быть более изобретательными в работе с клиентами, выступать с позиции партнерства.

Повышению эффективности взаимодействия бизнеса и власти для устранения административных барьеров и избыточного регулирования деятельности предприятий малого бизнеса, на наш взгляд, будет способствовать их взаимодействие с представителями проверяющих органов, разъясняющих с одной стороны, права и обязанности самого бизнеса, а с другой, полномочия проверяющих органов. При этом сам бизнес должен выбрать правильную модель своего развития и принимать более активное участие в устранении административных барьеров. Также представляется целесообразным проведение систематического анализа благоприятности климата для бизнеса.

В ближайшей перспективе, по нашему мнению, необходимо сохранить снижение ставок по кредитам, увеличение сроков кредитования, упрощение процедуры получения кредита, обеспечить дальнейшее снижение налоговой нагрузки. В регионах следует сформировать перечень имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, арендную плату и расценки на коммунальные услуги для арендаторов на время «заморозить». Также целесообразно малый и средний бизнес более интенсивно привлекать к выполнению государственного и муниципального заказа [3, с. 47].

Скопившиеся проблемы малого бизнеса негативно влияют на экономическое развитие российских регионов. Но, несмотря на трудности, малый бизнес вследствие своей восприимчивости к позитивным тенденциям способен в современных условиях успешно конкурировать на рынке. Следовательно, необходимо взвешенное решение по накопленным проблемам, причем развивать и поддерживать малый бизнес в стране нужно не на словах, а на деле.

Список литературы:

  1. Митякова О.И. Механизмы устойчивого развития малых предприятий: монография. – Н. Новгород: НГТУ, 2004. – 185 с.
  2. Лупина Т.А. Малые предприятия, большая роль // Российское предпринимательство, 2009, № 2 (1). – с. 34 – 39.
  3. Турчанинова Т.В., Храпов В.Е. Государственная поддержка малых предприятий в сфере производства: монография. – Мурманск: МАЭУ, 2009. – 100 с.