МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 1. История

Сергеева Ю.И.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики высшей школы

и современных воспитательных технологий

БГПУ им. М. Танка

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

 

Международный образовательный туризм есть явление ХХI века, имеющее глубокие исторические традиции. Поездки в другие страны и регионы мира с целью обучения известны с незапамятных времен. Первоначально такие поездки являлись одним из неформальных видов образования. С появлением в Европе специализированных школ и университетов образовательные поездки приняли форму академической мобильности [7]. Анализ развития академической мобильности в европейском высшем образовании на протяжении столетий позволил выявить пять исторических периодов и охарактеризовать динамику международных академических обменов в Европе с ХII века по настоящее время [8, c. 29-58].

Первый период (XII - XIV века) - возникновение и организационное оформление международной академической мобильности в первых средневековых университетах Европы. Зарождение целенаправленных образовательных путешествий связано со становлением первых университетов на юге Европы и их дальнейшим распространением далее на север, сопровождаемым активной миграцией средневековых преподавателей и студентов.

Второй период (начало XV - конец ХIХ века) - развитие международных академических поездок в рамках национальных образовательных систем. Численный рост университетов в Европе и выделение национальных систем образования Германии, Испании, Шотландии, Швеции, России и других стран создали предпосылки для сокращения въездной академической мобильности. В XIX веке получает развитие межконтинентальная академическая мобильность, обусловленная основанием ведущими европейскими державами университетских систем в своих колониях. В XIX веке международная академическая мобильность в основном была доступна выходцам из обеспеченных слоев населения, что придавало ей элитарный характер.

Третий период (начало ХХ века - 1945 год) - сокращение международных академических обменов вследствие мировых войн и военно-политических конфликтов. Первая мировая война, события в России 1917 года, Гражданская война, сталинские репрессии, людские потери Второй мировой войны стали причиной резкого сокращения международной академической мобильности в общеевропейском масштабе. В целом в первой половине ХХ века международная академическая мобильность в Европе главным образом служила цели распространения культуры метрополии в колониальных и постколониальных странах.

Четвертый период (1946 - 1991 гг.) - осуществление международной академической мобильности в условиях «холодной войны» и противостояния двух военно-политических и социально-экономических блоков Европы (СССР и страны социалистического лагеря, страны Западной Европы). После окончания Второй мировой войны развитию академической мобильности в масштабах всего региона препятствовало обособленное существование государств Восточной и Западной Европы. Страны социалистического лагеря достигли высокого уровня интеграции систем высшего образования, но международная академическая мобильность использовалась в основном в политических целях. Страны Западной Европы заключали взаимные договоры по развитию мобильности с целью решения определенных экономических и социальных проблем. Вплоть до конца ХХ века оба государственно-политических лагеря Европы не допускали взаимного развития международной академической мобильности в регионе.

Пятый период (1992 год по настоящее время) - расширение международной академической мобильности и ее развитие в рамках всего европейского региона. К концу ХХ века наметилось значительное расширение масштабов международной академической мобильности вследствие влияния демографических, экономических, геополитических и культурологических факторов. Сформировались межконтинентальные академические потоки, которые влияют на рынок международных образовательных услуг и «экономику знаний». Болонский процесс придал новый импульс развитию международной академической мобильности, которая характеризуется масштабностью, комплексностью, системностью, охватом всех направлений науки и образования, географических областей европейского региона, различных социальных слоев общества.

Если академическая мобильность получила свое активное развитие с организацией первых профессиональных школ и университетов в Европе, то туризм как особая форма проведения досуга зарождается в Европе только в конце XVIII века. Как массовое социальное явление туризм стал складываться лишь после Второй мировой войны [5, c. 82]. Рассмотрим историю становления международного образовательного туризма исходя из истории развития туристических путешествий в целом.

В истории туризма путешествия с целью образования и экскурсионно-познавательные путешествия происходили практически параллельно, представляя одно масштабное явление. Гораздо позже эти два направления стали рассматривать как самостоятельные. В современной теории туризма не существует единого подхода к вопросу периодизации его истории. Наиболее близка к сути проблемы международного образовательного туризма периодизация, в основу которой положены технико-экономические и социальные предпосылки, а также целевые функции туризма на разных этапах развития [5, c. 8]. Используем эту периодизацию в качестве базовой:

Первый этап (от древности до начала XIX века) - предыстория туризма - связан с античными временами, где основными мотивами путешествия были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение. Первые туристические поездки и путешествия, как вид развлечения и досуга, были доступны только представителям состоятельных слоев общества (аристократия, духовенство), располагающих свободным временем и средствами. Развлекательные путешествия не исключали познавательных мотивов [3]. Большая подвижность с целью образования была характерна для населения Древнего Рима. Римляне из богатых семей были вынуждены совершенствовать свое образование в Греции.

В русском государстве первые путешествия были связаны с политическими, религиозными, торговыми и познавательными целями. Так, в IX веке княгиня Ольга посетила Византию. По мнению историка С.М. Соловьева, одними из важнейших причин, побудивших ее совершить путешествие, были «любопытство посмотреть чудеса образованного мира» и престиж, т.к. «…возвышался тот, кто был в Константинополе» [1, c. 203].

В средние века, с усилением религиозного фактора, путешествия принимают форму паломничества. С этого времени вплоть до начала ХХ века религиозные путешествия с целью поклонения святыням были самым массовым видом туризма. Основными целями паломничества были Рим, Палестина, Иерусалим, гора Афон и другие святые места. Традиция паломничества также имела и познавательный характер.

В эпоху Ренессанса и Просвещения ослабевают религиозные мотивы, усиливается индивидуальный характер и образовательная направленность поездок. Интерес к туризму получил идеологическое оформление в философии Дж. Локка, Жан-Жака Руссо. Они так же, как и другие педагоги в своих работах доказывали необходимость дальних поездок как предпосылку правильного воспитания человека. Молодые аристократы нередко оправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе, прежде чем приступить к профессиональной или политической деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды [4, c. 26]. С XVIII века путешествия становятся важной частью жизни светского общества стран Европы. Было модным отправлять детей и на Востоке с целью не только получения образования, но и образовательного путешествия.

С конца XVII века в Российском государстве, благодаря деятельности Петра I, происходило насаждение западной культуры в русский быт. Царь наказывал путешественникам «смотреть, видеть и записывать». Представители царской фамилии, любой дворянин имели право уехать за границу и вернуться в любое время. Екатерина II продолжила дело Петра I. При ней в среде придворной аристократии было принято отправлять своих отпрысков за границу «на сыскание наук». Среди знати стали практиковаться поездки за границу с целью изучения обычаев и западноевропейской культуры. Однако возможность заграничных путешествий ограничивалась в материальном отношении даже для высшего сословия [9].

Началом организованного международного образовательного туризма в России считается 1777 год – год издания в «Прибавлении» к «Московским новостям» «Плана предпринимаемого путешествия в чужие края, сочиненного по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона Вениамином Геншем». Программа предполагала пребывание группы молодых дворян в одном из немецких, итальянских или французских университетов (Геттинген, Лейпциг, Турин, Страсбург) «для упражнения в языках, математике, истории, географии, философии, юриспруденции». После посещения университетов предусматривалось путешествие по Швейцарии, Италии и Франции для знакомства с искусствами и постановкой фабричного дела [1, c. 175].

Второй этап (начало XIX - начало XX века) - элитарный туризм. Вплоть до середины XIX века передвижения на большие расстояния были затруднены примитивностью транспортных средств и были необходимым условием и средством достижения цели (торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество). Именно развитие транспортного сообщения привело к выделению категории «турист», которая впервые была описана в 1800 году в книге «Анекдоты английского языка» англичанином по фамилии Пэдж [1, c. 208].

В России в конце XVIII - начале XIX века, развивая традиция образовательного туризма, владельцы частных воспитательных пансионов за дополнительную плату часто включали в программу обучения воспитанников путешествия по Европе «для усовершенствования в иностранных языках и приобретения полезного практического и жизненного опыта» [9]. К концу XIX века география путешествий состоятельных граждан России уже включала все страны Европы и мира. Развлекательно-познавательное путешествие молодого человека за границу фактически завершало и исчерпывало образование. Поездки, связанные с изучением разных сторон жизни западноевропейских стран, оказали значительное влияние на развитие русской культуры.

Огромная территория России и связанные с этим богатые познавательные возможности привели к развитию внутреннего образовательного туризма на основе экскурсионной деятельности. В конце XIX - начале XX века развитию внутреннего образовательного туризма стали уделять внимание многие научные и любительские общества, в том числе Русское географическое общество, Петербургское общество народных университетов и др. В этот период на возможности и необходимость развития экскурсионно-ознакомительных путешествий по стране, региону или городу обратили внимание передовые российские педагоги. Внутренний образовательный туризм в России XIX – начала XX века был ориентирован, прежде всего, на учащихся и учителей [6]. В России, в силу преобладания сельского населения, вплоть до второй половины ХХ века паломничество было практически единственным видом выездных путешествий, входившим в систему ценностных представлений городских низов и крестьянства.

Третий этап (первая половина XX века) - социальный туризм. Научно-технический прогресс, сокращение рабочего времени, введение гарантированных оплачиваемых отпусков (с 1871 г.) сыграли важную роль в развитии социального туризма, вовлекшего в массовые туристические поездки рабочий класс Европы. В этот период индивидуальный туризм постепенно уступал место групповому и массовому туризму. Но Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов, Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма в целом. В послевоенное время из-за увеличения количества путешественников появилась необходимость в развитии туристических услуг комплексного типа. Туристические поездки, как внутри стран, так и зарубежные, постепенно оформляются в два самостоятельных направления: экскурсионно-образовательные поездки и академическую мобильность.

В России после событий 1917 года многие туристические организации и общества были закрыты. Образовательная туристическая активность была ориентирована на краеведение. Экскурсионно-образовательный туризм получает развитие в рамках государственного «Бюро школьных экскурсий» (1918). Однако в 30-40-е гг. наметился некоторый период стагнации, который был преодолен только в 50-е годы.

Четвертый этап (вторая половина ХХ века) - массовый туризм. В мировом масштабе образовательный туризм стал активно развиваться с конца 1940-х гг. параллельно с расширением международных туристских связей. В 1950-е гг. образовательный туризм в европейских странах, США, Австралии и Канаде также приобретает массовый характер, который в 80-е годы еще более усиливается в условиях расширения межнациональных контактов в сфере экономики и политики. В послевоенный период путешествия за границу граждан стран Европы с образовательными целями были единичны и возможны лишь в рамках академической мобильности в области высшего образования.

В послевоенный период в Советском Союзе постепенно был восстановлен масштаб школьного экскурсионно-познавательного туризма. Особо популярными стали маршруты по местам военных сражений Великой Отечественной войны. На рубеже 1970-80-х гг. школьное и студенческое туристско-экскурсионное движение в СССР достигло наибольшего размаха и массовости.

Пятый этап (с 90-х годов ХХ века по настоящее время) – глобальный туризм. После распада Советского Союза многолетний дефицит выездного туризма сформировал повышенный спрос на внешний туристический продукт. В начале 90-х годов развитие получили выездные шоп-туры, туры познавательного характера, развлекательные, приключенческие туры, молодежный туризм, туры с целью изучения языка, деловые туры и т.д. К сожалению, вплоть до середины 90-х гг. статистика туризма не выделяла образовательный туризм в самостоятельный предмет исследования, «поэтому практически невозможно проследить динамику его развития» [2, c. 48].

Формирование международного рынка образовательных услуг и его развитие в начале XXI века привело к слиянию двух самостоятельных областей экономики – образования и туризма. В структуре рынка туристических услуг выделилось самостоятельное направление – международный образовательный туризм, особенностью которого является массовость, а не элитарность. Совмещение образования и отдыха за рубежом делает образовательный туризм востребованным с положительно растущим спросом. Хорошие коммерческие результаты стимулируют разнообразие и качество предложений на рынке международных образовательных услуг.      Таким образом, кратко охарактеризовав исторические этапы развития таких явлений, как международная академическая мобильность и образовательные туристические поездки, мы пришли к выводу, что международный образовательный туризм имеет давние исторические традиции и в настоящее время развивается с учетом специфики академических обменов в области образования с опорой на развитую инфраструктуру туристической отрасли.

 

ИСТОЧНИКИ

 

  1. Воронкова, Л.П. История туризма и гостеприимства: yчеб. пособие / Л.П. Воронкова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 304 c.
  2. Гельман, В.Я. Состояние и перспективы развития образовательного туризма / В.Я. Гельман // Балтийская академия туризма и предпринимательства. Вестник Национальной академии туризма - [Электронный ресурс]. - 2009. - № 1. - С. 48-52. Режим доступа: http://elibrary.ru. - Дата доступа: 10.06.2010.
  3. Информационно-туристский ресурс «Туризм, отдых и лечение на Кавказе» (г. Пятигорск) [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://kmvline.ru. - Дата доступа: 24.06.2010.
  4. Козлова, Н.А. Проблемы применения терминологии в индустрии международного образовательного туризма / Н.А. Козлова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - № 61. [Электронный ресурс]. - 2008. Режим доступа: http://elibrary.ru. - Дата доступа: 10.06.2010.
  5. Макаренко, С.Н. История туризма: учеб. пособие / С.Н. Макаренко, А.Э. Саак. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 94 с. [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://tourlib.net. - Дата доступа: 24.11.2010.
  6. Пяткова, С.Г. Организация образовательного туризма в России XIX -начала XX вв. / С.Г. Пяткова // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. [Электронный ресурс]. Научная электронная библиотека Российской академии естествознания. - 2010. - Режим доступа: http:// www.rae.ru. - Дата доступа: 24.06.2010.
  7. Сергеева, Ю.И. Академическая мобильность в Европе: история и современность: монография / Ю.И. Сергеева; под науч. ред. А.А. Прохорова. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 168 с.
  8. Сергеева, Ю.И. Развитие международной академической мобильности в высшем образовании стран Европы (конец XX - начало XXI века): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ Ю.И. Сергеева. - Минск, 2008. - 147 с.
  9. Усыскин, Г. Очерки истории российского туризма. Туризм и образовательные экскурсии в дореволюционной России [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://nkosterev.narod.ru. - Дата доступа: 24.06.2010.