Проблема жизни в духовном опыте человека

 

ПОД- СЕКЦИ Я  4. Социальная философия. 

Миняйленко Ксения  

студентка Горловского государственного институту

иностранных языков

 

Проблема жизни в духовном опыте человека


Человек не может точно знать и определять собственное «Я», поскольку его мнение ограничивается жесткими рамками общечеловеческого опыта. Эти представления некритически усваиваются в детстве и начинают диктовать свои условия. Не человек владеет ими, а они – человеком.

Мы живем в системе стандартных представлений. Пусть мы чувсвуем себя комфортно и безопасно, однако новые возможности возникают только за пределами старых представлений. Мы слишком привязаны к тому, какие мы есть сейчас, точнее, какими мы себе кажемся. Чтобы открыть новые возможности, необходимо отказаться от старых представлений, изменить себя, создать новый проект собственного «Я». Здесь важными оказываются такие качества, как спонтанность, готовность рисковать и переживать дискомфорт, ибо любой шаг вверх, в отличии от шага вниз, требует усилия. Рост и развитие личности – это действие, движение вперед.

Для начала необходимо определиться с главным – желает ли человек расти в своем развитии. Не стоит спрашивать, есть ли на это силы и возможности. Тот, кто начинает об этом думать, – уже сдается. Необходимо сразу принимать решение и двигаться вперед. Как справедливо отмечает А. Камю, значение имеет только настоящее. Мир существует «здесь» и «сейчас». Бессмысленно ждать будущего – позже оно тоже станет настоящим. Человек должен активно идти по жизни.

К сожалению, фактически первым же выбором человек отказывается от своей свободы и переходит к комфортному «растительному» существованию. Сила или слабость определяется верой в собственное «Я». Пока человек верит, что будущее, задается прошлым, он никогда не оказывается в будущем, а только раз за разом воспроизводит прошлое. Только когда он понимает и принимает, что за жизнь отвечает не прошлое, не обстоятельства, а только его воля, он и начинает жить другой жизнью, свободной и ответственной.

Необходимо учиться плыть против течения, действовать независимо и наперекор обстоятельствам. Поэтому, чтобы иметь будущее, а не просто повторение прошлого, надо отрываться от этого прошлого и отрываться рывком. Будущее свободного человека рождается там, где человек делает свободный выбор в пользу активной жизненной позиции. Но чтоб сделать первый шаг, для начала нужна смелость.  

Наряду с главным человеческим пороком – высокомерием (гордыней), чаще всего упоминается еще один губительный недостаток – трусость. Страхов у человека превеликое множество: страх отвержения, страх одиночества, страх лишения, страх смерти и страх жизни, и многих событий и переживаний этой самой жизни. И любой страх может явиться препятствием в пути любви, на пути к себе. А единственным результатом этой остановки является предательство. Предательство любви другого человека и непосредственно предательство себя в угоду страху.

Имеет ли право человек на страх и остановку? На свое собственное сопротивление процессу (пути), когда трудно, больно, страшно? Вопрос больше риторический. Потому как жизнь так устроила – право у человека есть на все, ему предоставлена полная свобода своего развития. Исследовали и обнаружили: вседозволенность бывает. Но вот задачка: именно от вседозволенности и совершенно безграничной свободы у человека как раз и появляется чувство собственной никчемности, бессмысленности всего сущего, стыда и отвращения к беспредельному проявлению своих качеств, казалось бы хороших в меру и ужасных в безмерности. Это похоже на то, когда можно объесться вкусной едой до отвращения, когда крепкие объятия могут принести боль.

Без торможения и остановки движение сметает все ценное. Без движения остановка – момент предательства. Пожалуй, выход здесь в том, чтобы быть честным и чувствительным по отношению к себе в жизни. Чувствовать и признаваться себе в том, что остановка – это уже не благо, а застревание. А изобилие событий и увеличение скорости жизни способствуют потере самого человека. Нельзя допускать, чтобы вашу душу трепала всякая ерунда, так как это просто неуважение к себе.

Одно из главных качеств мудрости – умение отличать действительные ценности от мнимых, подлинно важные вещи – от мелочей. Можно спорить о том, стоит ли расстраиваться по поводу серьезных неприятностей, но глупо расстраиваться из-за ерунды. Нелепо переживать из-за потери кошелька, когда каждый из нас ежедневно попусту теряет миллионы неповторимых мгновений своей жизни, бессмысленно растрачивая часы, дни и годы. «Есть только три горя – болезнь, смерть, плохие дети. Все остальное – неприятности». Мудрец – жестокий человек. Он всегда помнит о том, о чем мы хотели бы забыть и от чего мы, как страусы, прячем свои головы в песок: он помнит о возможности одиночества, нищеты, смерти… И именно на таком фоне каждое событие приобретает свою действительную значимость: «Я грустил от того, что у меня не было обуви до тех пор, пока не увидел на улице человека, у которого не было ног», – мудро сказал Пьер Гренгор [1].

Ребенок появляется на свет голый и беспомощный. И если вы когда-нибудь окажитесь голым и беспомощным, – это значит только то, что вы, как ребенок, имеете шанс начать жизнь сначала. Жизнь может преподнести любые сюрпризы, – умейте принять неизбежное. Если ситуация безвыходная, – не бейтесь головой об стену, примите случившееся. Считайте, что начали жить сначала, именно с этого исходного уровня. Все можно пережить и всегда можно быть счастливым.

Как правило, воспринимать жизнь надо во всей ее полноте, со всеми ее плюсами и минусами, восклицательными и вопросительными знаками. Но «как правило» – не значит «всегда и обязательно». Если вас начали бить палками и вы не можете это предотврать, – стоит ли воспринимать удары палками во всей их полноте? Или стоит на время этого избиения по возможности закрыться, защититься? Это можно назвать «бегством от жизни» или разумным выходом в вынужденной ситуации?      И если у вас пошла черная полоса жизни, а сил нет, не лучше ли на время отключить свои эмоции, чтобы не «сломаться»? Конечно, это обеднит картину вашей жизни, вы лишитесь некоторых острых впечатлений, но вы не получите язвы желудка, не сократите продолжительность своей жизни и дольше сможете потом радоваться жизни во всех ее светлых проявлениях.

Если фраза «отключить свои эмоции» звучит для кого-то слишком резко, можно сформулировать то же самое по-другому: «сменить оценочно-переживательную установку на конструктивно-деятельную». Это значит, что  трудности и проблемы необходимо встречать не вопросами: «Ах, что же теперь будет?», а констатирующе-деятельным: «Это есть. Что теперь делать, как выйти из ситуации с наименьшими потерями?». Ваши переживания проблему не решают. Лучше, если есть хоть малейший шанс исправить ситуацию, используйте его. Это должно стать стилем жизни и действовать автоматически, особенно в экстремальных ситуациях. Тот, кто растеряется и позволит эмоциям занять душу, рискует слишком многим.

Литература

  1. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям / Н.И. Козлов. – Электронный ресурс. Доступно на сайте www.nkozlov.ru