ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНИКА

 

ПОД- СЕКЦИЯ 6. Теория, практика и методы обучения.

 

Щур И. А.,

                                                                                    учитель

                                                                                                 русского языка

                                                                                               и литературы

                                                                              МОУ «Майская гимназия

                                                                        Белгородского района

                                                                         Белгородской области»

 

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНИКА


     Развитие речи учащихся – важная многоаспектная проблема. Она включает в себя, с одной стороны, научные основы (лингвистические и психологические), с другой – методическое содержание (принципы, виды работ, методы развития речи).

     Вопросы развития речи находятся в центре внимания современной методики русского языка и сегодня особенно актуальны.

     К сожалению, в последнее время уровень общей культуры, а также культуры речи заметно снижается. В связи с этим работа учителя русского языка и литературы приобретает особую ценность.

     Учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их речи, т.е. умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации. Этот процесс протекает или в узкой форме (говорение – слушание), или в письменной форме (письмо – чтение).

     Отсюда вытекают конкретные задачи в обучении школьников языку, в обучении речи. Развитие речи (именно развитие, так как дети, приходящие в школу, уже владеют начальными речевыми навыками) имеет в виду для учителя конкретные направления работы:

  1. учить умению слушать (понимать сказанное, говоримое);
  2. учить умению читать (понимать написанное);
  3. учить умению говорить (передавать информацию устно);
  4. учить умению писать (передавать информацию письменно);
  5. учить конкретному общению как обмену репликами, т.е. диалогу.

     Развитие речи – это главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому работа по развитию речи учащихся – это постоянная работа на каждом уроке. Необходимо развивать навыки устной и письменной речи учащихся, ориентируясь на те реальные задачи, которые им предстоит решать в жизни.

     К сожалению, современная речевая среда школьника имеет массу проблем, которые необходимо ликвидировать. В последнее время уровень общей культуры, а так же культуры речи заметно снижается.   С горечью  отмечаю,  что  в  современном  литературном  языке  происходит  интенсивное  сближение  традиционных  книжно-письменных  и  устных  средств  с  обиходно-разговорной  стихией, с  городским  просторечием,  социальными  и  профессиональными  диалектами. Что также влияет на речевую среду школьника.  Однако  это  раскрепощение  литературных  норм  не  должно  приводить  к их  стилистическому  снижению.          

Меня возмущают факты искажения слов, неверного их произношения, т. е. нарушения общепринятых  литературных норм. Факты эти имеют место  не только   в разговоре прохожих на улице, но и  в СМИ. Даже дикторы радио и ТВ допускают нарушения норм литературного языка. А ведь когда-то их речь была образцом для подражания. Всё это мешает учащимся закрепить полученные на уроках знания.

     Конечно, развитие СМИ привело к распространению речи спонтанной, к свободному изложению мыслей, почти к импровизации. Но человек, не знакомый с языковыми нормами, не сможет грамотно построить свою речь. Тем более, когда встречаются орфографические, грамматические и другие ошибки в объявлениях, ценниках, на вывесках, в рекламе…  А чрезмерное количество иноязычных слов, которые используются и в бытовой, и в официальной среде, причём часто неоправданно? А жаргонизмы, которые делают нашу речь примитивнее? Разговорная речь многих молодых людей так и пестрит ими. Такая речевая среда отрицательно влияет на школьников.

     Хочу заметить, что культура языка, как и любая культура, предполагает постоянное освоение и «возделывание», обработку и охрану. И чем раньше учащиеся это поймут, тем лучше будет результат.       

      Необходимо беречь  язык  от  засорений  вульгаризмами  и  жаргонизмами  от  стилистического  «снижения»  и  стилевого  «усреднения». Не стоит также чрезмерно использовать в речи ненужные иноязычные заимствования. Необходимо оберегать язык от разного рода неточностей. Словом, от всего, что ведет к его оскудению, а, следовательно, к обеднению или омертвению мысли.

  Основное свойство речи – правильность.

Большинство современных детей не умеет даже правильно общаться!..

   Чтобы полноценно общаться, человек должен уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, найти адекватные средства для передачи этого содержания, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет неэффективным. В современной же речевой среде школьникам особенно трудно добиться положительных результатов.                      

     Современная нацеленность программ на речевое развитие учащихся выдвигает задачу дальнейших методических поисков, связанных с определением места и роли уроков развития речи в системе обучения русскому языку.

   На уроках русского языка реализуются главным образом три направления работы по развитию речи учащихся: обогащение словарного запаса, овладение нормами русского литературного языка, обогащение грамматического строя речи школьников.

  В своей профессиональной деятельности учитель должен заботиться о воспитании мыслящего и действующего человека – творца, для которого традиционные нормы – одновременно и нравственное требование, и основа для творческого выражения нового содержания, новых мыслей и идей, необходимых для жизни общества. И здесь важна роль мастера слова, в качестве которого выступают не только писатели и поэты, но и учитель, образцово владеющий русским языком. У.Н. Заболоцкого есть прекрасное «филологическое» стихотворение, «Читая стихи»(1948г), которое заканчивается так:

                                Тот, кто жизнью живет настоящей,

                                Кто к поэзии с детства привык,

                                Вечно верует в животворящий,

                                Полный разума русский язык.

   В этих замечательных строках – гимн мудрости русского слова, разумной одухотворенности художественной, поэтической речи.

   Так давайте заботиться о красоте, чистоте и правильности нашей речи!

   Давайте говорить правильно и учить этому других!

   Наши дети должны слышать речь, лишённую каких бы то ни было ошибок. Только в этом случае в современной речевой среде школьника не будет проблем.

Литература:

1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы, М., Изд.: Академ А, 1999.

2.Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи. В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителя. Москва, 1984.

 3.Психологические проблемы массовой коммуникации / Под ред. А.А.  Леонтьева. М., 1974.