ПРЕДВУЗОВСКИЙ ЭТАП В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 6. Теория, практика и методы обучения.

 

                   Кунгурова О.Г.

Профессор, кандидат филологических      наук, Костанайский государственный 

университет, Республика Казахстан

 

ПРЕДВУЗОВСКИЙ ЭТАП В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ


 Сегодня насущной задачей стала разработка проблем подготовки высокопрофессиональных кадров  в региональных казахстанских вузах. Они становятся источниками нового опыта и новых педагогических идей.

Одним из существенных моментов непрерывного журналистского образования может стать то, что каждый учащийся будет иметь возможность двигаться вперед своим темпом в за­висимости от своих потребностей, интересов, способностей. Педагог при этом станет выполнять функцию организатора деятельности учения,  обеспечивать ин­дивидуальный подход не только по форме, но, главным образом, по содержанию образования.

Зачастую  начальным звеном при такой системе многоуровневой подготовки специалистов для различных областей культуры становится гимназия гуманитарного профиля. Личностная ориентация образовательно-воспитательного процесса, его направленность на овладение учащимися основами национальной культуры, а через нее - общечеловеческими ценностями, гуманистическое и эстетическое содержание изучаемых предметов, их вариативность и альтернативность создают перспективу для осознанного выбора старшеклассниками будущей профессии. Вузы и школы Казахстана начинают осознавать необходимость совместной работы по формированию профессиональных интересов, однако еще на стадии разработки находится единая система профориентации, нацеленная на формирование устойчивых профес­сиональных интересов и склонностей, охватывающая довузовский и вузовский периоды. Зависимость школы от государственных образовательных программ зачастую не позволяет осуществлять довузовскую подготовку учащихся, нацеленную на будущую журналистскую деятельность. В лучшем случае в гуманитарных гимназических классах вузовские преподаватели ведут спецкурсы, ориентированные на будущие журналистские профессии. Либо в школах часто под руководством какого-нибудь инициативного учителя организуются собственные пресс-центры, радио и телестудии, интернет-газеты. 

Известен  российский опыт предвузовской подготовки журналистов.  В публикации декана факультета филологии и журналистики Ростовского государственного университета профессора Е.А.Корнилова на тему "Интеграция гимназического и университетского обучения. Опыт и перспективы" намечена программа единого подхода к содержанию, методике и новым технологиям образования в школе и вузе [ 1 ]

По инициативе  профессора Е.Корнилова и директора гимназии № 2 Ростова  Д.Матвеевой  был создан при  гимназии  филологический класс, в котором профессора и доценты университета преподают учащимся начала специальных знаний,   навыки самостоятельной научной и практической деятельности.  Гимназисты этого класса наряду с филологическими дисциплинами изучают фотодело, компьютерную грамоту, тележурналистику.  Учащиеся имеют возможность публиковать свои материалы в городских газетах, выступают с докладами на студенческих научных конференциях, выпускают номера  многотиражной газеты,  снимают  видеоролики.

Однако примеров плодотворного и стабильного сотрудничества, аналогичного ростовскому, можно привести не слишком много даже в масштабах СНГ. Что подтверждает неоднозначность и проблемность существования конгломерата «школа-вуз». И это  связано не только с отсутствием государственного стандарта образования, отображающего новый подход в довузовской подготовке журналистов.   Есть еще и ряд причин иного характера.

Среди журналистов-профессионалов существует распространенное мнение, что  обучение журналистике должно проходить только на практике, непосредственно в ходе журналистской деятельности. Это относится и к юношеской журналистике. И даже то обстоятельство, что для обучения будущих журналистов сегодня повсеместно создаются клубы, кружки, секции, не убеждают скептиков в обратном. 

Тенденции, связанные с изменением информационной среды, определяют необходимость кардинального усовершенствования профессиональной подготовки журналистских кадров, и особое внимание обращается ныне на поиск новых методических подходов к предпрофессиональной подготовке будущих журналистов. Поскольку комплекс теоретических знаний остается практически неизменным и меняются в основном практические аспекты его реализации, то методы профильной журналистской подготовки старшеклассников требуют новой  разработки и экспериментальной проверки.

В отличие от ростовской, в Костанайском государственном университете  РК  предвузовская подготовка журналистов осуществляется не на базе гуманитарной гимназии, которая имеется в областном центре, а на базе университетской кафедры журналистики и коммуникационного менеджмента. И это связано прежде всего с необходимостью расширения географии поиска старшеклассников с  природными задатками журнализма. Представленный кафедрой проект поддержал областной департамент образования, что способствовало активному привлечению школ Костанайской области на первом информационно-организационном этапе работы.   Университетской кафедрой было разработано положение о школе-студии журналистики, которое прошло обсуждение и утверждение на заседании Ученого совета КГУ. 

В основу содержания и структуры данного учебного курса была положена  концепция профильного образования, согласно которой старшеклассники должны изучать основы журналистского творчества, теорию и историю СМИ в ходе практической деятельности. Курс ориентирован на дополнительное образование учащихся 9-11 классов и рассчитан на три года.

Целью учебного курса стало формирование медиакультуры,  что в свою очередь предполагает обретение коммуникативной компетентности, освоение комплекса умений и навыков работы с информацией, общей информационной культуры, формирование мировоззрения, активной жизненной позиции и толерантности, реализацию творческого потенциала через создание текстов для средств массовой информации.

Задачи учебного курса определены целью профильного образования будущих журналистов и связаны как с познавательной, так и с практической деятельностью старшеклассников, нацеленных на изучение основ журналистского творчества, получение  допрофессиональной ориентации, развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, формирование  навыков создания школьного печатного издания.

Согласно разработанной учебной программе,  к концу третьего года обучения в университетской школе-студии старшеклассники должны уметь работать в таких  журналистских жанрах, как заметка, интервью, репортаж, рецензировать арт-события, свободно владеть печатным словом, находить адекватные реальности формы и методы коммуникации, создавать видеоролики на заданную тему, овладеть азами журналистской юридической грамотности, уметь собирать информацию.        

Таким образом, представленная методика профильной довузовской подготовки будущих журналистов  основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения.

 

Литература:

1.http://www.library.cjes.ru