ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 5. Социальная педагогика.

 

Харченко Л. П.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Луганского национального университета имени Тараса Шевченко

 

 

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ


Проблема профессионального общения была и остается актуальной и востребованной во все времена. Особенно остро стоял вопрос эффективности педагогического общения. В этой сфере деятельности педагогу приходится влиять на других людей: убеждать, объяснять, внушать и т.д. Вот почему коммуникативная компетентность педагога считается профессионально значимой характеристикой, залогом успеха во взаимодействии с другими людьми. Подготовка будущего учителя к педагогическому общению является важным компонентом профессиональной подготовки.

Содержание коммуникативной подготовки педагога включает в систему методических принципов деятельности педагога по достижению диагностично сформулированной педагогической цели. Система принципов реализуется в практической деятельности педагогов в программах и методиках. Это определяет исходные позиции педагога в анализе, моделировании, проектировании и реализации различных видов педагогической деятельности.

Ученые-педагоги выдвигают положение о необходимости выделения в системе взаимосвязанных принципов нескольких уровней: методологического, организационно-управленческого, конкретно-практического, этического. Таким образом, вполне правомерно и выделение уровня методических принципов.

Первый принцип – это принцип профессиональной активности, который заключается в добровольном и заинтересованном вовлечении будущего педагога в процесс профессиональной коммуникативной подготовки. Данный принцип является основанием для всей системы принципов, о которой пойдет речь ниже.

Следующий принцип – это принцип объективации поведения, который заключается в определении будущим педагогом, в процессе его подготовки, собственных возможностей в переводе своего импульсивного поведения на объективированный уровень в коммуникативном взаимодействии и общении.

Данный принцип имеет определяющее значение в процессе восприятия педагогом самого себя, во взаимопереходе эмоционально-чувственной целостности «образа» сенсорного себя и целостности всей системы знаний о себе как о биопсихосоциональном организме.

Восприятие данного принципа в процессе коммуникативной подготовки педагогов неоднозначно и определяется особенностями их целевых установок.

Процесс гуманизации системы образования требует от учителя, социального педагога высокого уровня сформированности нравственно-эстетических основ культуры общения. В подготовки педагога этот принцип можно считать основополагающим.

Культура общения представляет собой совокупность норм, способов, форм взаимоотношений людей, которые приняты в определенной социальной группе как своеобразные эталоны общения. Эталонами общения представлены нравственные и эстетические ценности. Поэтому нравственно эстетические основы культуры общения представляют собой систему нравственных и эстетических ценностей, определяющих характер, содержание и атмосферу общения партнеров и формирующая у них нравственно-эстетический опыт человеческих отношений.

Для выяснения нравственных ценностей, определяющих культуру общения социального педагога был проведен контент-анализ исследований и научных работ по данной проблеме. К нравственным ценностям относятся: нравственные принципы, нравственные нормы и правила поведения, нравственные идеалы, нравственные чувства. В результате контент-анализа было выделено по десять, наиболее часто встречающихся показателей.

В нравственных принципах это: патриотизм, интернационализм, коллективизм, гуманизм, трудолюбие, честность, справедливость, благородство, совесть, долг.

В нормах и правилах поведения: правдивость, вежливость, корректность, скромность, великодушие, воспитанность, благородство, дружелюбие, деликатность, тактичность.

В нравственных чувствах: любовь, дружба, сочувствие, совесть, доброта, отзывчивость, смелость, искренность, чуткость, чувство собственного достоинства.

Нравственный идеал – образцы для подражания – музыкальные кумиры, спортсмены, учителя, товарищи, родители, «великие деятели» прошлого, герои литературных произведений, герои войны и труда.

На основе результатов исследований А. Бурова к эстетическим ценностям можно отнести эстетические чувства, эстетические идеалы, эстетический вкус.

Присваивая нравственно-эстетические ценности, формируя их в форме нравственно-эстетических основ культуры общения социальные педагоги в педагогическом общении реализуют принципы гуманизма и партнерств.

Принципы исследовательской позиции педагога в ситуации овладения активным коммуникативным поведением.

Восприятие будущими социальными педагогами принципа исследовательской позиции также определяется особенностями их целевых установок относительно формирования, развития (становления) и стимулирования завершенности восприятия внутренней целостности «образа» поведенчески успешного себя в коммуникативно-профессиональном пространстве.

В ходе университетского образования необходимо стимулировать потребность будущих социальных педагогов в расширении своих внутренних возможностей для постоянного, совместно со школьниками поиска путей и способов здоровьезберегающего общения.

Принцип партнерского диагностического общения. Стремления будущих социальных педагогов и выбору здоровьезберегающего общения приводит их к выделению принципа партнерского диалогического общения, который заключается в признании педагогом самоценности партнера по общению в коммуникативном процессе поиска совместных решений с учетом обоюдных интересов.

Анализ особенностей восприятия принципа партнерского диалогического общения показывает разноуровневое понимание действия данного принципа в системе с другими принципами, в зависимости от направленности целевых установок педагогов относительно их коммуникативной подготовки.

В результате использования в групповой работе с педагогами принципа партнерского диалогического общения, в системе с другими принципами, у участников группы постепенно складывается понимание себя как «значимых других» и субъектов профессионального окружения в совместимом коммуникативном пространстве.

Результаты восприятия педагогами принципа партнерского диалогического общения, как ведущего в системе с другими принципами, показывают: а) важность восприятия педагогами принципа партнерского диалогического общения во взаимосвязи с другими принципами; б) необходимость поэтапного формирования «образа» коммуникативно-успешного себя у педагогов первой группы целевых установок в процессе групповой работы; в) необходимость развития способностей гибкого перемещении по позициям «Я» – «другой» – «наблюдатель» в аспекте становления «образа» коммуникативно-успешного себя для педагогов второй группы целевых установок; г) важность стимулирования процессов восприятия ценностно-целостного «образа» коммуникативно-успешного себя, отраженного в межличностном взаимодействии, определяющим позицию «значимого другого», у представителей третей группы целевых установок.

Принцип осознания результатов совместной деятельности, заключается в осознании социальным педагогом того, как он воспринимается партнером в ходе взаимодействия и общения («Я знаю образ себя, который возник у партнера»).

Особенность данного принципа состоит в том, что характеризуется наличием в восприятии педагога ценностно-целостного «образа» коммуникативно-профессионального себя.

Действие данного принципа основано на осознании и понимании участниками коммуникативной подготовки его значения в системе принципов профессиональной активности, объективации поведения, исследовательской позиции и партнерского диалогического общения.

Принцип осознания результатов совместной деятельности по-разному воспринимается педагогами в процессе их коммуникативной подготовки, и это определяется особенностями их целевых установок.

У социальных педагогов достаточно ярко проявляется желание осознания ресурсов ценностно-целостного «образа» коммуникативно-успешного себя, восприятия принципов коммуникативной подготовки в системе, определяющей пути и способы самостоятельного построения целостного «образа» профессионально-успешного себя.

Все выявленные и описанные принципы коммуникативной подготовки педагогов тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, образуя систему, функционирование которой и определяет формирование, развитие, инициирование и стимулирование процессов становления ценностно-целостного «образа» коммуникативно-успешного себя.

Система описанных принципов задается тем, что в ее структуре ведущим системообразующими принципами коммуникативной подготовки педагогов определяются принцип партнерского диалогического общения и принцип формирования нравственно-эстетических основ культуры общения, которые направляют действия и значения других принципов. Контекстом для каждого принципа является вся система принципов, так как только в этой системе каждый принцип наполняется особым содержанием.

На реализацию принципа партнерского диалогического общения работают все четыре оставшиеся. Причем, основанием для всей системы принципов является принцип профессиональной активности, задающий взаимосвязь и взаимообусловленность принципов объективации профессионального поведения, исследовательской позиции и осознания результатов совместной деятельности.

Реализация принципов коммуникативной подготовки будущего социального педагога должна обеспечить удовлетворенность его характером общения с учениками, родителями, коллегами. Критерии успешности общения, необходимые для формирования успешности всех видов общения, могут быть выведены на аналогии с критериями эффективности групповой деятельности.

Отсутствие конфликтов не является абсолютным показателем успешности общения по следующим причинам: вместо открытых конфликтов может наблюдаться напряженность, замаскированная спокойным тоном; конфликты современными науками не рассматривается только как зло, за ними признается определенная позитивная роль.

Достижение целей является критерием успешности любой групповой деятельности; удовлетворенность общением достигается тогда, когда в ходе общения достигается состояние радости, уверенности; отсутствие трудностей в общении освобождает общение от напряженности, скованности, зажатости. Таким образом, показателем успешности педагогического общения является его легкость, обеспеченная сформированными коммуникативными навыками; удовлетворенность общением на основе достижения психологического контакта и взаимопонимания.

При этом удовлетворенность педагогическим общением определяется как характеристика субъективной стороны отношений социального педагога с участниками общения на сознательном и бессознательном уровнях; психологическое состояние, включающее в себя чувство полноценности и стабильности межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности, напряженности.

Успешность педагогического общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с учащимися, родителями в целях стабилизации отношений через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленность и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояния, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

Основными критериями успешности общения социального педагога являются легкость, свобода, контактность, коммуникативную совместимость, адаптивность и удовлетворенность.

Одним из основных результатов профессиональной коммуникативной подготовки будущего социального педагога является как раз достижение успешности педагогического общения, которое соответствует этим психологическим критериям.

Литература

  1. Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – М. : МГУ, 1996. – 297 с.
  2. Рыданова И. И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. – Мн. : Беларуска навука, 1998. – 318 с.