Применение информационных технологий для повышения мотивации студентов языкового вуза

 

ПОД- СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования.

 

Печерских Т.Ф., Бекжигитова З.С.

Кандидат филологических наук, доцент, Карагандинский государственный технический университет,

магистрант Карагандинского государственного университета

 им. Е.А. Букетова

Применение информационных технологий для повышения мотивации студентов языкового вуза

 

Интенсивно развивающиеся в последнее десятилетие интеграционные процессы, рост профессиональных и академических обменов, углубление международного сотрудничества стимулировали поступательное развитие иноязычного образования. В этих условиях иностранный язык приобретает статус действенного инструмента формирования интеллектуального потенциала общества, который становится на современном историческом этапе одним из главных ресурсов развития нового государства.

Концепция развития иноязычного образования в Республике Казахстан закладывает основы для развития государственной языковой политики и модернизации системы отечественного иноязычного образования. И поэтому одной из приоритетных задач в современном образовании является изучение иностранных языков. Успешно осуществить данную задачу можно только с учетом мотивации обучающихся иностранным языкам (ИЯ).

Понятие «мотив» ученые трактуют по–разному: К. Вилюнас понимает под мотивом условия существования, Г.А. Ковалев – морально–политические установки, а Ж. Годфруа – соображение, по которому субъект должен действовать[1, с. 122]. Так или иначе, большинство сходится во мнении, что мотив – это либо побуждение, либо намерение, либо цель. Поэтому к этому понятию нужно подходить комплексно, учитывая все возможные аспекты. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренний процесс взаимодействия которых называется мотивацией. Мотивация тесно связана с самыми различными потребностями человека, она проявляется при возникновении необходимости, недостатка в чем-либо.

По мнению Б.К. Окасова,  мотивация – это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации. Также, это результат внутренних стремлений человека, его интересов, а также осознание необходимости изучения предмета [2, с.  14]. Основными задачами обучения иностранному языку являются: реализация личностно-деятельностного подхода и формирование устойчивой положительной мотивации в учебной деятельности. Применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования под профессиональной мотивацией Б.К. Окасов понимает совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности, является сильнейшим побудителем учения, основным фактором формирования у студентов мотивации учебной деятельности [2, с. 15].

Необходимо также рассмотреть способы повышения мотивации, имеющих место при обучении иностранному языку:

1)      использование песен на иностранном языке. Любая песня – это слова, положенные на музыку. Поэтому в условиях обучения иностранному языку система работы с песней во многом будет схожа с системой работы над текстом. Поэтому использование музыки на занятиях ИЯ с целью повышения мотивации студентов, также с целью повышения речемыслительной активности учащихся, а не с целью развлечения или предоставления преподавателю «заслуженного отдыха», пусть и на короткое время [3, c. 113].

2)      использование пословиц и поговорок на иностранном языке. Пословицы и поговорки неизменно вызывают интерес не только у ученых-филологов и лингвистов, но и у простых людей, горящих и читающих на том или ином языке, а также у тех, кто изучает иностранный язык. Они представляют собой образцы выкристаллизованной народной мудрости. В сжатой и лаконичной форме в них передается коллективный опыт, накопленный несколькими поколениями людей  [3, c. 141].

3)      использование игр на иностранном языке. Различные игры на иностранном языке также мотивируют учащихся к изучению иностранных языков, потому что это интересно и, например, при изучении вокабуляра, слова быстрее запоминаются студентами.  

4)      использование информационных технологий как средство повышения мотивации студентов языкового вуза. Необходимость применения современных информационных технологий в обучении иностранному языку общепризнанна, обучение с помощью компьютеров становится неотъемлемой частью учебного процесса в школе и вузе. Очевидно, что среди множества факторов, определяющих возможность компьютерного обучения, важнейшим является наличие специального программного обеспечения. [4, c. 4].

  Если три первых способа мотивации являются традиционными, то использование информационных технологий – явление новое, весьма актуальное и недостаточно изученное. Значительный объем и разнообразие информационного потока в современной жизни, необходимость овладения современными методами изучения иностранного языка и внедрение технических средств обработки информации обуславливают интерес к возможности применения персональных компьютеров (ПК) в обучении иностранным языкам. Теоретическими вопросами внедрения ПК в учебный процесс занимается новая отрасль науки – компьютерная лингводидактика – самостоятельное направление дидактики и методики обучения языкам.

Одним из основных методов компьютерного обучения является программированный метод обучения. Учитель ведет не все обучение непосредственно, в учебном процессе используется различные виды обучающих программ и программированные учебники [6, c. 36]. При этом встает проблема создания технологии компьютерного обучения – пути достижения основных учебных целей:

- формирование умений работать с информацией в электронном виде;

- формирование исследовательских умений;

- повышение дидактической эффективности компьютерных средств (соотношение показателей затрат времени обучаемого, производительности педагогического труда и экономичности дидактического процесса);

- повышение мотивации и рациональности организации познавательной деятельности обучаемых [7, c.  179]. 

К одним из распространенных направлений внедрения ПК в сфере обучения иностранным языкам, в частности в языковом вузе, относится CALL (Computer – Assisted Language Learning). Данная модель отражает способ организации процесса обучения иностранным языкам, когда компьютер применяется как дополнительное техническое средство обучения для организации самостоятельной работы студентов в классе под руководством преподавателя. Данная технология компьютерного обучения помогает реализовать все преимущества ТСО:

- индивидуальная работа студента с предлагаемым лексическим материалом;

- совершенствование навыков техники чтения текстов, представленных в электронном виде;

- эффективное развитие и закрепление навыков репродуктивной творческой письменной речи на основе оригинальных текстов и, одновременно, навыков работы с техническими средствами;

- расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых [3, c. 291].  

Следующий вид повышения мотивации при помощи информационных технологий – это Интернет. Говоря об использовании Интернета в обучении английскому языку, необходимо помнить, что в качестве ведущего компонента содержания обучения выступают не основы наук, а различные виды речевой деятельности – аудирование, говорение, чтение и письмо. Интернет по своим дидактическим возможностям позволяет практиковаться во всех четырех видах речевой деятельности. Структура Интернета состоит из нескольких сервисов или служб, а службы делятся на коммуникативные и информационные. К коммуникативным службам относятся: электронная почта, телеконференция, веб-форум, чат. Информационные службы популярны в преподавании, поскольку они содержат богатые образовательные ресурсы и просты в использовании [3, c. 241]. На сегодняшний день преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве мультимедийных учебников и интернет-ресурсов, которые обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей.    

Использование средств электронной коммуникации представляет особую ценность для обучения иностранным языкам, поскольку позволяет расширить возможности общения на изучаемом языке и включить в учебный процесс реальную коммуникацию. В то время как существующие общедоступные средства электронной коммуникации (чаты, форумы, почтовая рассылка, видео- и аудиоконференции) широко используются в учебных целях, специализированные коммуникационные образовательные ресурсы обеспечивают безопасную, закрытую для посторонних лиц среду обучения.

Использование ресурсов Интернета для организации реальной коммуникации представляет наибольший интерес для преподавания иностранного языка вне языковой среды, поскольку дает дополнительные возможности общения на изучаемом языке. Реальная коммуникация может осуществляться как в синхронном, так и асинхронном режимах с использованием различных форматов. Наиболее распространенным является текстовый формат в асинхронном (электронная почта) и синхронном режимах (chat), что не исключает использования аудио- и видеоформатов - также в синхронном (видеоконференции) и асинхронном режимах (голосовая почта, пересылка звуковых и видеофайлов).

Одними из популярных образовательных сред, обеспечивающих учебную коммуникацию, может служить программа Skype, которая предоставляет возможности реального общения -  проведение видеоконференций, чатов, предоставление дополнительных функций, таких как передача текстовых и мультимедиа файлов. Программа Skype  является системой Интернет телефонии, которая позволяет пользователям свободно общаться по всему миру, часто используя для этого веб-камеры, что является достаточно перспективным для целей дистанционной формы обучения иностранным языкам. Все, что нужно для работы данного приложения - это активное подключение к Интернету и наличие звуковых возможностей. Для обеспечения качественного звука и связи, многие используют телефонную трубку, наушники и вебкамеру. Учителя иностранных языков всего мира отмечают, что уроки через Skype способствуют развитию навыков устной речи, т.е. говорению и слушанию, так как Skype предоставляет возможность много говорить, общаться не только с учителем, высказывая свою точку зрения на изучаемом языке, но и с другими учащимися [5, c.  39].

Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке материалов по этой дисциплине. В отличие от традиционного, интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим. Поэтому, компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный материал для студентов. Быстродействие, большие технические и информационные ресурсы ПК делают процесс обучения более гибким, расширяют интеллектуальную компетенцию студента. Мультимедийные курсы позволяют изучать иностранный язык в интерактивном режиме, а генеративные программы открытого типа делают компьютерные тематические базы данных универсальными, адаптируемыми для любого уровня владения иностранным языком, что, несомненно, усиливает их значимость для процесса обучения иностранным языкам в языковом вузе.

 

Список использованной литературы

1.      Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А.Готлиб / Социологические исследования, № 2, 2009. С. 122–127.

2.      Окасов Б.К. «Особенности мотивационного обеспечения образовательного процесса» // профессионал Казахстана – 2007 - №5 14-15

3.      Современные теории и методики обучения иностранным языкам/ под ред. Л.М. Федоровой, Т.И. Рязанцевой – М.: «Экзамен», Москва 2006

4.      Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед.вузов и учителей/ Е.Н. Соколова – М.: АСТ: Астрель, 2008

5.      Жетписбаева Б.А., Джантасова Д.Д. Практикум по применению программных средств в обучении иностранным языкам c компакт диском: Учебное пособие. - Караганда: Изд-во КарГУ, 2007.

6.      Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку – Минск: ТетраСистемс, 2004

7.      Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера / В вопросах и ответах. – СПб.: 2001