ОБЗОР СТАНДАРТОВ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ

 

 

ПОД- СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования.

Никишина И. Н.

Российский Государственный Социальный Университет

 

ОБЗОР СТАНДАРТОВ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ


За последние несколько лет с начала широкого внедрения компьютеров в образование ученые многое узнали об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ), об их потенциале для совершенствования образовательных систем. Тем не менее, и сегодня многие страны продолжают сталкиваться с насущными  и трудно решаемыми проблемами информатизации школы. Эти проблемы возникают из-за стремительного развития технологий, недостаточного финансирования, из-за отсутствия ясного видения роли учителей, которые используют мощь ИКТ для трансформации образовательного процесса в школе и за ее пределами.

Информатизация образования – многоаспектный процесс, затрагивающий требования к компетентности педагогов, учебные материалы, средства ИКТ, мотивы повседневной работы учащихся и учителей. Этот процесс связан также с политикой и социально-экономическим развитием государства.

В США устроиться работать в школе гораздо сложнее, чем в университете. Если для университета необходимо наличие соответствующей квалификации и степени, то для школы – этого далеко не достаточно. Даже тем, кто имеет высшую научную степень в США - степень доктора философии (Ph.D. – Doctor of Philosophy), приходится сдавать серию тестов и проходить специальную образовательную комиссию на уровне департамента образования штата для получения сертификата на право работы в школе. Особенно жесткие условия предъявляются для выдачи разрешения работать в государственной школе; в частных школах – требования более гибкие.[1, с. 57]

Поскольку учителя выполняют важную и достаточно значимую для общества функцию подготовки нового поколения, государство заинтересовано в качестве подготовки учителей. Функцию контроля качества подготовки учителей выполняют органы лицензирования и сертификации при соответствующих государственных департаментах образования в каждом отдельном штате. Причем, требования могут варьироваться от штата к штату, иногда – очень значительно. В основном, программы сертификации и лицензирования охватывают следующие разделы подготовки учителя: базовые академические умения; предметные знания; знание методов обучения; непосредственное проведение уроков на практике. Разработаны специальные батареи тестов для будущих учителей. Одной из наиболее распространённых тестовых серий является серия «Праксис» (Praxis).[2, с. 5] Как правило, сдача тестов серии «Праксис» является необходимым начальным этапом процесса получения лицензии на образовательную деятельность в школе. «Праксис» покрывает различные уровни подготовки к педагогической деятельности в школе:

  • уровень вступительных тестов в университетских программах подготовки учителей;
  • уровень выпускных тестов в педагогических колледжах, а также стартовый уровень для потенциальных школьных учителей;
  • уровень начинающих учителей в течении первого года работы в школе.

Тесты серии «Праксис» разрабатываются специалистами государственной Службы по образовательному тестированию (ETS – Educational Testing Service). Для разработки каждого теста создается специальная комиссия, включающая в себя представителей науки, образования, школьной администрации и рядовых учителей-предметников. В процессе разработки тест проходит многократную экспертизу и оценку по каждой секции и по каждому вопросу. После разработки теста, он подвергается статистической проверке и анализу на валидность, надежность и репрезентативность.

Расширение международных связей, создание условий для вхождения российского образования в мировое образовательное пространство делает информационные и коммуникационные технологии и иностранный язык реально востребованными государством, обществом, личностью.

ИКТ являются наиболее динамичной составляющей образовательного процесса и оказывают на него существенное влияние. Необходимость внедрения единых стандартов знаний ИКТ в образовательной среде стала очевидной.

Вопросы перехода на международные стандарты контроля качества обучения имеют первостепенную важность. Преимущества наличия единого стандарта для такой важной области, как информационные технологии, уже признали большинство европейских образовательных организаций. Участие в общемировой программе сертификации способствует повышению престижа Российского образования за рубежом.

Под ИКТ - компетентностью  учителя информатики будем понимать его способность и готовность организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность с использованием информационных и коммуникационных технологий; осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

Премьер-министр РФ В. В.  Путин считает необходимым пересмотреть систему аттестации учителей. С таким предложением он выступил на заседании оргкомитета по проведению Года учителя в России. По словам премьера, "необходимо закрепить высокий статус преподавателя, мотивировать его на постоянное совершенствование".

Наиболее распространенной программой сертификации                                    ИКТ – компетентности в РФ является The European Computer Driving Licence (ECDL - Европейские компьютерные права, также известная под названием ICDL - Международные компьютерные права) - ведущая мировая программа повышения компьютерной грамотности и сертификации навыков владения персональным компьютером.[4, с. 10]

Сертификат ECDL является общепринятым в Европе и США стандартом, подтверждающим, что его обладатель знаком с основными концепциями информационных технологий, умеет пользоваться персональным компьютером и базовыми приложениями. На сегодняшний день тестирование прошли более 10,5 миллионов человек в 70% стран мира. Сертификация ECDL не зависит от вида используемого программного обеспечения, что дает возможность проводить тестирование как по программным продуктам Microsoft (Widows 98, 2000, XP, Vista, 7; Office 2000, 2002, 2003, 2007, 2010), так и по приложениям opensource (Linux (Unix), Open/StarOffice). Экзаменационные вопросы отличаются умеренным уровнем сложности, что весьма актуально для обычного пользователя, не использующего в реальной работе узкоспециализированные возможности конкретных программ.

Сертификация ECDL состоит из 7 тестов, каждый из которых предназначен для объективной оценки знаний кандидата в выбранной области. Тесты имеют временное ограничение, что позволяет проверить умение кандидата оптимально пользоваться программным обеспечением.[3, с.12]

Уникальность Учебного плана ECDL заключается в том, что он абсолютно независим от поставщиков программного обеспечения. Это дает обладателям сертификата мобильность и свободу выбора, позволяя применить полученные навыки в той программной среде, которая потребуется им в дальнейшей работе.

Сертификация ECDL состоит из 7 модулей. Модуль 1 тестирует теоретические знания персонального компьютера и информационных технологий. Модули 2-7 призваны проверить практические навыки обращения с компьютерными программами.[3, с. 11]

Согласно экспертным оценкам и мнению ведущих международных компьютерных обществ и ассоциаций ECDL является основным мировым пользовательским стандартом.

Единый Учебный план, на котором основаны тесты ECDL, содержит перечень областей знаний и практических навыков, который необходимы для успешной сдачи тестов.

Основные задачи сертификации:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
  • повышение эффективности и качества педагогического труда;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.[4, с. 7]

Сертификаты вручаются учителям, которые: владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; имеют стабильные результаты освоения сертификационных программ; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

Современные государства все в большей мере опираются на информацию и знания. Это требует: растить профессионалов, которые умеют использовать ИКТ для работы с информацией, способны к рефлексии, решению проблем и производству новых знаний; помогать каждому стать более знающим и находчивым, эффективно управлять своей жизненной траекторией, наслаждаться полноценной и насыщенной жизнью; побуждать всех граждан полноценно участвовать в жизни общества, влиять на решения, которые могут воздействовать на их жизнь; поощрять межкультурное взаимопонимание и способствовать мирному разрешению конфликтов.[5, c. 10]

Перечисленные задачи продиктованы целями социально-экономического развития и составляют основу работы образовательных систем в современном мире. Достижение этих целей невозможно без соответствующей подготовки учителей. Поэтому ЮНЕСКО в партнерстве с мировыми лидерами в области создания информационных технологий и ведущими экспертами в сфере информатизации школы разработала международные рекомендации, которые фиксируют  требования к ИКТ-компетентности учителей (или педагогических работников) – UNESCO’s ICT Competency Framework for Teachers (далее – UNESCO ICT-CFT, или Рекомендации). Учителя, которые соответствуют этим требованиям (обладают соответствующими компетенциями), способны успешно осуществлять образовательный процесс в ИКТ-насыщенной образовательной среде современной школы.[5, c. 11]

Рекомендации ЮНЕСКО подчеркивают, что современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников.

Современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения и, в итоге, стать полноценными гражданами и работниками. Таким образом, рекомендации по вопросам внедрения международных стандартов ИКТ-компетентности затрагивают все стороны (аспекты) работы учителей. Среди них: понимание роли ИКТ в образовании; учебная программа и оценивание; педагогические практики; технические и программные средства ИКТ; организация и управление образовательным процессом; профессиональное развитие.[5]

Рекомендации построены с учетом трех подходов к информатизации школы, которые связаны с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде. Первый подход – «Применение ИКТ» – требует от учителей способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы. Второй – «Освоение знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире. Третий – «Производство знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить (порождать) новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества. Каждый из трех подходов содержит 6 модулей.

В центре внимания рекомендаций ЮНЕСКО находятся преподаватели начальной и средней школы. Но используемые подходы применимы ко всем уровням образования: начальному, среднему, дополнительному и высшему, обучению на рабочем месте, дополнительному и непрерывному образованию. Эти подходы применимы для подготовки и профессионального развития не только учителей, но и других участников образовательного процесса: школьников, руководителей школ, ИКТ-координаторов, разработчиков учебных программ, администраторов, преподавателей учреждений профессионального образования, включая учреждения подготовки и повышения квалификации педагогов. Разработка рекомендаций основывается на теориях экономического роста, благодаря чему эти стандарты могут помочь различным государственным органам, которые отвечают за экономическое и социальное развитие своей страны, при подготовке соответствующих стратегий и программ.[5, c. 10]

Сертификация ИКТ – компетентности учителей информатики и ИКТ в контексте международных стандартов ИКТ – компетентности может проводиться дистанционно и в центрах тестирования.

Для эффективного функционирования и развития системы сертификации ИКТ-компетентности учителя должен быть выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий: а) отбор содержания сертификации ИКТ – компетентности и формирования персонифицированных образовательных программ строится на основе личностно ориентированного подхода и в интерактивном режиме обучающихся с информационной образовательной средой; б) педагогическое содействие учителю, как процесс оказания помощи посредством консультирования, партнёрства и наставничества в освоении образовательной программы сертификации ИКТ-компетентности; в) сетевая методическая поддержка учителю информатики и ИКТ по формированию и развитию ИКТ-компетентности. Для учителей должны быть разработаны методические рекомендации по сертификации ИКТ-компетентности учителей информатики и ИКТ по международным стандартам.

Важнейшим основанием для построения методики сертификации учителей информатики и ИКТ в контексте международных стандартов ИКТ – компетентности, на наш взгляд, являются принципы, определяющие построение сертификации. В совокупности принципы должны задавать требования к научно-методической обоснованности методики, обеспечению четкой организации, коллегиальности и открытости сертификации ИКТ – компетентности с использованием разработанной методики, созданию комфортных условий для педагогов, обеспечению объективного отношения к учителям, недопустимости дискриминации при проведении сертификации.

Литература

  1. Хесуса Лау Информационная грамотность: Международные перспективы. М.: 2010, 177 с.
  2. Стандарты ИКТ – компетентности для учителей. Стратегические основы. М. -2009 – 17 с.
  3. Модули Стандартов ИКТ – компетентности для учителей. М. -2009 – 17 с.
  4. Стандарты ИКТ – компетентности для учителей. Руководство по внедрению. М.: 2009 г.
  5. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Рекомендации 2.0. Русский перевод. с. 116 UNESCO 2011