ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА

 

ПОД- СЕКЦИЯ  1.Воспитание и образование.

 

  Л.В. Плотникова

педагог-воспитатель ГПД МОУ СОШ №14, г. Братск

 

ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА

Дети составляют самую красивую,

самую звучную и радостную часть общества.

А. С. Макаренко

Вместе со школой, обществом семья формирует будущего гражданина.

В старой как мир и вместе с тем бесконечно новой для каждого поколения отцов и матерей науке воспитания немало вопросов. Нет ничего обидного для родителей, особенно молодых, что многому им придется учиться постепенно, что проблемы, возникшие перед ними, когда ребенок стал школьником, были неведомы им, пока малыш ходил в детский сад, а общение с подростком поставило новые задачи, которых не было, когда ребенок учился в начальной школе. Но есть особенность нашего родительского положения, которая подарена нам как бы изначально, самой природой. Это безграничный авторитет родителей в жизни малыша. Ребенок уверен: папа и мама самые главные, самые знающие, самые сильные люди на земле. Как бесконечно дорого нам такое истинное доверие маленького человека, как греет оно нас. Но как же высоко и бережно должны мы с самых первых лет жизни ребенка нести этот авторитет, как ответственно относиться к нему. В нем - залог всех последующих наших отношений с сыном или дочерью, успех или неуспех наших воспитательных усилий, наше счастье или наше горе.

Малыш лежит в колыбели. Он здоров, сыт, ухожен, он благополучен и тем счастлив. Но вот ребенок начал осваивать богатство, данное только нам, людям, - речь. И как из рога изобилия посыпались обращенные к старшим бесконечные «почему». Предусмотреть их все просто невозможно, заранее подготовить ответ нельзя. Еще замечательный детский писатель Б. Житков несколько десятилетий назад обыграл эту характерную особенность раннего детского возраста, точно назвав маленького героя своей известной книжки «Что я видел?» Алешей-почемучкой. Психологи, педагоги, воспитатели не раз исследовали этот подлинный феномен восприятия мира маленькими детьми. Самые простые подсчеты заставляют здесь только удивляться, восхищаться, задумываться: четырех-пятилетние дети способны за день задать по нескольку сот разнообразных «почему». И какую же приятную, «о вовсе не легкую нагрузку должны вынести в этом отношении мы, родители, чтобы каждый ответ удовлетворил ребенка, чтобы ваш авторитет в его глазах не упал, а вырос. Ведь ребенок может простить незнание другу, чужим дяде и тете, но мама и папа - они не могут не знать, этого просто не может быть! Дети по натуре деятельны. Они постоянно, едва начав ходить и говорить, что-то придумывают, фантазируют, что-то мастерят, тормошат старших, требуют к себе внимания. Кому из взрослых это неизвестно? Дети осваивают мир. Из всех возрастных особенностей дошкольника на первое место должна быть поставлена его легкая эмоциональная возбудимость. Дошкольник всегда находится под властью какого-нибудь чувства, которое влияет на все его поведение. Но чувства в этом возрасте неустойчивы. Радость и огорчение, смех и слезы легко и быстро сменяют друг друга. Дети не умеют скрывать свои чувства, проявляя их очень непосредственно. Окружающее живо интересует ребенка. Он стремится все увидеть, услышать, потрогать руками, задает много вопросов взрослым и настойчиво добивается на них ответа. Родители должны использовать эту природную любознательность ребенка для обогащения его знаний об окружающих предметах и явлениях. Каждый день, каждый час в поле физического и духовного зрения малыша входит что-то новое: простое - доступное его пониманию, и сложное - требующее объяснения взрослых.

В семье со своими вопросами девочки обращаются чаще к матери, мальчики - к отцу, зная, что он их первый и самый верный друг. Отец не оттолкнет, не посмеется, а разъяснит, подскажет, поможет. Счастлив такой отец, счастливы дети.

Незаменимое это чувство - помочь другому человеку, даже маленькому. Но, к сожалению, некоторым взрослым еще присуще убеждение, что дети - существа, в жизни ничего не смыслящие, удовлетворять их интерес и считаться с ними - чересчур большая роскошь, особенно если ты занят делом или, наоборот, решил отдохнуть. Есть здесь и снисходительная «формула»: «Вот вырастет - поумнеет, а пока что он понимает, зря только время терять». Время такие родители действительно теряют, но не тем, что «тратят» его на малыша, а своим нежеланием таких «трат». Бывает, родители жалуются, что дети плохо ведут себя, грубят, не слушаются. Откуда это у них берется? Но все имеет начало. Все зависит не только от желания родителей видеть своего ребенка умным, добрым, справедливым, порядочным, но и от того, сколько душевных сил, сердечной доброты и мудрости они отдали, чтобы помочь ему стать таким. Если спросить отца или мать, что самое главное в их жизни, ответ будет один - вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но ежедневно у папы и мамы возникает столько неотложных «взрослых» дел, что между ними и теряется это самое главное, откладывается «на потом».

Папа смотрит телевизор, читает газету. Мама стирает, готовит. А ребенок? Он ждет от взрослых общения.

- Знаешь, папа, а Коля говорит, что «Жигули» лучше, чем «Москвич».

После папиного молчания опять следует вопрос:

- А почему?

- Потому, - отвечает папа, не отрывая глаз от газеты или телевизора.

- Почему «потому»?

- Потому. Не мешай, дай мне спокойно почитать. Иди, спроси у мамы.

- Мама, а Миша говорит...

- Не мешай мне, я вам с папой ужин готовлю. Спроси у папы. И так ежедневно.

Подумайте, взрослые, не вы ли сейчас даете урок невнимания и безразличия? Он идет к вам с самым сокровенным, ищет вашей помощи в решении вопросов, волнующих его. Маленькому человеку нужна ваша помощь. Иначе через некоторое время ваш ребенок будет обращаться с вопросами не к вам, а к своему другу Мишке. Он и другие «всезнающие» мальчишки, постарше вашего сына на три-четыре года, но такие многоопытные, будут учить его трудной науке жизни. Нельзя забывать, что дети очень внимательно наблюдают за нами, взрослыми, стараются нам подражать. И если мы в их присутствии торопимся давать отрицательные ответы-оценки каких-либо событий, фактов, окружающих нас людей, если мы проявляем грубость к близким, то это наносит существенный урон нашему родительскому авторитету. У Л. Н. Толстого есть известный рассказ. Сын и невестка кормили старика-отца не за общим столом, а в темном углу, за печкой. Старик нечаянно разбил свою чашку. Рассерженная невестка обругала его и пригрозила, что будет теперь кормить свекра из лоханки. Ее маленький сын Миша все это слышал. Однажды он сидел на полу в избе и что-то мастерил из дощечек. На вопрос отца малыш ответил: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой постареете, вас из этой лоханки кормить буду». Детям свойственно стремление к подражанию. Часто родители, отмечая положительное в поступках детей, с гордостью заявляют: «Весь в меня». А когда видят плохое, с возмущением говорят: «Откуда это у него берется?» Однако, скорее всего, и в этом случае поступок ребенка - повторение поступков взрослых. «Как с ним тяжело!» - говорят некоторые отцы и матери. Но редко кто задумывается над вопросом: а легко ли детям жить с неорганизованными, безразличными и нетребовательными родителями? Ребенку, родители которого сами непоследовательны в своих требованиях, не могут договориться между собой о правилах поведения для своих детей, нелегко. Ребята в таких семьях оказываются в затруднительном положении, им не ясно, какое же поведение папа и мама считают хорошим и какое плохим. Их часто ругают, наказывают. По этой причине ребенок может замкнуться, чуждаться родителей. Уважать ребенка - это значит прежде всего дружески к нему относиться. У детей очень велика потребность в тесном общении с родителями. Дошкольник хочет все знать. Бесконечные «что?», «где?», «почему?» не дают покоя ни малышам, ни тем, кому приходится отвечать на самые замысловатые вопросы. А они весьма разнообразны и касаются как предметов и явлений, которые близки детям, так и сложных, недоступных им проблем мироздания, жизни и смерти, работы сложных машин и т. д. Любознательность - неотъемлемая черта детской психологии. Но как ее удовлетворить? Папа пришел с работы и принес сыну книгу. Дошкольник Витя рад, он с любопытством рассматривает картинки, просит прочитать. Папа, не поужинав, подсел к сыну, спросил, что именно почитать. Сын указал пальцем картинку: «Про это». Папа прочитал. У Вити заблестели глаза. Он поспешно указывает: «Вот про это и еще вот про это... вот про это». Папа читает. Познавательные рассказы лучше читать по одному в день, потом рассмотреть картинки, попросить ребенка пересказать отдельные места рассказа, обратить внимание на главное, существенное. Нельзя дать готовые рецепты разговора о прочитанном. Его можно вести примерно так:

-    Почему так называется книга или рассказ?

-    Что тебе больше всего понравилось? Почему?

-    Почему герой поступил так?

-    А как бы поступил ты?

-    Что бы ты изменил в его поведении?

Родители не должны оставаться безучастными к детской любознательности, к ней следует относиться внимательно, с уважением. Даже совсем маленького ребенка родители должны научиться уважать.

Трехлетний малыш спрашивает:

- Почему зайцы зимой белые?

- Они снег едят, - весело отвечает отец.

Отцу весело, а ребенок еще не дорос до понимания подобных шуток. Он озадачен. С ребенком не следует так необдуманно шутить, сюсюкать, так же как и зло потешаться над ним. Но учить даже маленького человека осмыслению своих поступков надо, постепенно вводить его в мир таких понятий, как самокритичность, шутка, ответственность за сделанное. Надо уметь радоваться детской любознательности и сообразительности, однако отвечать ребенку, конечно, требуется в соответствии с его возрастом, удовлетворить любознательность малыша - вовсе не значит дать исчерпывающий энциклопедический ответ на вопрос. Ребенку, конечно, надо говорить правду. Но при этом иметь в виду, что правда для него не все то, что знает взрослый по данному вопросу, а то, что нужно ребенку знать и что он в состоянии познать и усвоить. Если же неполный ответ не удовлетворяет дошкольника, то ему можно сказать, что для глубокого понимания необходимы знания, которых у него еще нет, и которые он приобретет в школе, если будет хорошо учиться. Дети иногда обращаются к родителям с вопросами только потому, что хотят поделиться тем, что их интересует, хотя какой-то ответ на эти вопросы у них есть. Услышав вопрос, не торопитесь на него отвечать. В некоторых случаях бывает лучше попросить ребенка подумать и самому же ответить на поставленный им вопрос, возбудить его интерес встречным вопросом, направить ум ребенка на поиск, на наблюдение. Доверие к умственным возможностям детей не может не вызвать у них чувства удовлетворения, столь необходимого в любом виде деятельности. Кроме того, поощряется мыслительная активность ребенка. «Мама, почему пластилин твердый, а вчера был мягкий?», - спрашивает Катя. Мама советует дочке положить его на теплую плиту. Девочка сама находит ответ, что от тепла пластилин становится мягче, а на холоде твердеет. Именно так, незаметно, в ребенке формируется самостоятельное мышление, развиваются способности. Это и есть начало пути к вершинам человеческого разума, к творчеству. Отвечать ребенку односложно: «Подожди, вырастешь - узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию.

Толково ответить на вопрос ребенка - большое искусство, и оно требует осторожности. К сожалению, мы не всегда правильно реагируем на детское «почему?». Спешим прийти на помощь, объясняем, рассказываем и считаем себя хорошими воспитателями. А ведь именно эта «помощь» приносит непоправимый вред умственному развитию малыша. Беседовать с детьми надо о близких и доступных им событиях повседневной жизни, читать книжки, рассматривать картинки, а также проводить игры. С помощью игры поднимается их интерес к такой ежедневной процедуре, как гимнастика, даются первоначальные знания грамоты. Творческая игра, поощряемая взрослыми, способствует развитию фантазии детей, помогает заложить основы физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Во многих молодых семьях родители главное внимание уделяют развитию памяти ребенка, нередко отождествляя ее с умом. Но даже самая блестящая память не может заменить ум. Память способна лишь помочь в решении той или иной проблемы. Ум - это способность самостоятельно находить ответ на возникший вопрос. Что бы вы сказали о преподавателе математики, который заставляет учеников заучивать ответы задач, не обучая способам решения? А ведь именно так поступают молодые родители, не требуя от детей пройти самостоятельно весь путь от вопроса к ответу. На помощь следует прийти только тогда, когда ребенок уже исчерпал все свои варианты решения, но не может найти правильный. Но и тогда надо лишь направлять дальнейший поиск. Своим отношением к детям, своим вниманием (хотите вы этого или не хотите) вы программируете будущее ваших детей, а стало быть, и свое будущее. Ваш «почемучка» растет. Учите его думать, мыслить. Быть добрым и чутким. Учите его видеть мир не только глазами, но и чувствовать сердцем. Учите сердце не быть слепым и глухим. Учите его отвечать на взгляд, жест, улыбку. Детство - время великих начал в человеке. Будем бережны и внимательны к ним.

 

Литература:

  1. Рядов А.Г. Что говорить детям? Москва. – 1984 г. – 155 с.
  2. Крайг Г.С. Психология развития. – Санкт-Петербург. – 2000 г. – 87 с
  3. Панько Е.А. Психическое развитие младших школьников – Москва – 1990 г. – 131 с.
  4. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка – Москва – 1992 г–145 с
  5. Петрунев В.П. Мир детства. – Москва. – 1981 г. – 93 с.