ПУТЬ К СЕРДЦУ РЕБЕНКА

 

ПОД- СЕКЦИЯ  1.Воспитание и образование.

 

Л.В. Плотникова

педагог-воспитатель ГПД МОУ СОШ №14, г. Братск

 

ПУТЬ К СЕРДЦУ РЕБЕНКА

 

Ребенок должен быть счастлив. Это убеждение разделяет большинство родителей. Но нельзя забывать при этом, что счастье даже для самого маленького человека выражается не только в его материальном благополучии, в том, что у него красивая одежда, множество игрушек, сладостей. Для полноценного развития личности необходимо с юных лет заложить ее нравственные основы, дать толчок ее духовному развитию. Психологи утверждают, что нравственные основы личности ребенка закладываются в самом раннем детстве, до четырех-пяти лет. А потом уже проявляется, развивается то, что заложено. Все впечатления фиксируются в детской памяти, как на фотопленке, и выправить последствия упущенного, неверного ориентирования нелегко. Огромный потенциал нравственного становления человека заключается в атмосфере сердечности, доброты, которые встречает ребенок, входящий в мир. Вспомните всем знакомый пример, как радостно улыбается еще лежащий в колыбели малыш в ответ на добрую улыбку матери, как настораживается он в окружении незнакомых, что-то громко и сердито говорящих людей. Доброжелательные отношения в семье для ребенка - а именно с семьи начинается для ребенка познание мира, - как солнце для проклюнувшегося ростка. Характерно в этом отношении наблюдение замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Нормальное нравственное развитие, гармония любви, счастья и труда (а от этой гармонии, в сущности, зависит моральное здоровье человека) возможны лишь при условии, если ребенок убежден: я кому-то очень-очень нужен, я для кого-то безмерно дорог, кто-то видит во мне смысл своей жизни, но и я кем-то очень-очень дорожу, без кого-то я жить не могу. Может быть, это убеждение не выступает в виде отчетливой мысли, но оно наполняет все человеческое существо ребенка переживанием радости полноты жизни. Ласка, радость духовного общения с родными, особенно с матерью и отцом, - это не только источник гармонии любви, счастья и труда, это также источник долга, долженствования человека перед человеком. Одна из причин преступлений - совершенное безразличие человека к тому, что о нем думают родные и близкие...» Внутренний контакт, атмосфера взаимопонимания в семье не исключает, конечно, и необходимую требовательность к детям. Но всегда ребенок должен чувствовать мотивированность поступка старших, понять, что доброта или строгость вызваны его собственным поведением. Родители же, выбирая тон общения с ребенком, должны неизменно выдвигать на первое место особенности его возрастного развития, а не собственное настроение, раздражение или усталость. В родительском доме нужны кропотливый творческий подход к ребенку и уверенность в том, что усилия твои не пройдут даром, что добрый посев даст хорошие всходы. Следует помнить, что излишек строгости притупляет ум, очерствляет сердце. Путем подавления можно сломить, опустошить человека, но только не воспитать.

-  Мама! - кричит с порога сын-второклассник. - Ты знаешь, что мы сегодня учили?

- Зачем в грязных ботинках идешь в комнату? - одергивает его мать.

Мальчик снял обувь и пытается опять рассказать о том, что поразило его в школе. Но мать его не слушает.

- Садись ешь, а то остынет, - говорит она сыну. - Рассказывать будешь потом!

Но мальчику уже не хочется рассказывать. Равнодушие самого близкого человека погасило хороший порыв. Если же ребенок чувствует, что родители неравнодушны к его заботам, что для них важны его школьные дела, его маленькие открытия, он и сам внимательнее к ним относится. Интерес к тому, что он узнал в школе, не только сохраняется, но и закрепляется, он становится требовательнее к себе. Ошибаются те, кто думает, что ребенок не способен думать о других: ему приятна радость, доставленная им любимому человеку - отцу, матери.

Зимнее утро. Улица еще темным темна. Из подъезда выходят двое - взрослый и ребенок.

-    Сынок, ты погляди только, какая прелесть!

И мальчик по-новому смотрит на деревья, сказочно припорошенные свежим снегом, и видит красоту этого раннего утра, быстро забывая, как не хотелось вставать из теплой постели, шагать в такую рань по морозной и темной улице.

Любой ребенок охотно знакомится с окрестностями своего села, города. Для него это - познание мира, и вдвойне приятно, если помогают в этом открытии близкие. С какой радостью он отправляется со взрослыми на такую прогулку. Будь то рыбалка на реке, поход за грибами или просто «экскурсия» на соседнюю улицу. Встречи с окружающим миром расширяют его представления, рождают любознательность, обогащают духовно. Чуткость, отзывчивость души - немаловажная сторона характера.

Воспитание сердца начинается с пробуждения чувства восхищения красотой.

Первое условие разумного воспитания детского сердца - чуткость и умение родителей расположить к себе детей. Ничто не действует так на юную душу, как холодное равнодушие, безразличие. С самых первых проблесков сознания ребенок воспринимает семейные отношения (или те отношения, в которые он попал) как некую общечеловеческую норму общения. Тем самым мы ориентируем ребенка в сложнейшем мире человеческих отношений, формируем, по существу, его нравственные критерии.

Естественным для семьи являются основы бережного отношения друг к другу, атмосфера крепкой дружбы, взаимной чуткости и внимания, что имеет исключительно важное значение для воспитания детей. Дружная, здоровая семья закладывает в ребенке основу его правильных отношений с людьми.

С чувством привязанности ребенка к семье, с умением уважать и чутко относиться к родным приходит к детям и потребность быть чутким и внимательным ко всем, кто их окружает. Становится необходимостью та взаимопомощь, которая создает у человека уверенность в том, что он никогда не останется один, что в минуты, грозящие ему опасностью, в минуты трудности рядом с ним появятся друзья и обязательно помогут. Такая же естественная готовность помочь другим воспитывается в ребенке. Отрицательно действует на детей непоследовательность в поведении старших- то сентиментальное сюсюканье, то грубый окрик. Это - свидетельство родительской беспомощности, отсутствие педагогического такта. Утром мама торопится, а у Жени, как назло, запутались шнурки.

- Что за мальчишка, урод какой-то! Вечно наказание с ним! -Мама продолжает в том же духе, пока шнурки, наконец, не завязались. А вечером она приходит в детсад за сыном:

- Птенчик, я пришла! Пойдем, пташка моя!

К детям надо относиться очень бережно. Наше родительское поведение, наша реакция, как правило, определяют и поведение, ответную реакцию маленького человека. Играя с мячом во дворе, пятилетний Юра нечаянно попал в электрическую лампочку, висевшую над дверью подъезда. Лампочка разбилась, отец выходит из дома с грозно нахмуренными бровями.

- Это ты разбил лампочку? - сурово спрашивает он.

-  Не-нет... Это не я, - лепечет Юра, растерявшийся от отцовского вопроса, хотя минуту назад и не думал лгать.

-  Как не ты? Я же видел в окно. Ты еще и лжешь? Мать!... -кричит отец, повернувшись к дому. - Сынок-то наш! Мало того, что озорник, непослушник, он еще и лгун, оказывается.

А вот еще пример. Отец увидел, как мальчик разбил лампочку. Не провоцируя ребенка на ложь нелепым вопросом («Это ты разбил лампочку?»), отец говорит: «Юра, я видел, что ты нечаянно лампочку разбил. Надо быть осторожнее в следующий раз, а сейчас дело придется исправлять. А ну-ка, сбегай на кухню за табуреткой!». И после того как просьба выполнена, продолжает: «Поставь табуретку, чтобы она не шаталась. Я выверну разбитую лампочку, а новую вверну. На, держи, только осторожно, не урони. Вот так! А теперь отнеси табуретку и иди играй...»

Во-первых, каким ярким огнем вспыхнули бы в душе ребенка любовь и благодарность к отцу - его отец самый лучший, самый справедливый человек на свете! Он понял, что мальчик не хотел разбить лампочку. Во-вторых, это был бы предметный урок того, что в исправлении своей ошибки участвует сам ребенок. Наказание должно быть мотивированным, понятным ребенку.

Одна мать довольно равнодушно смотрела, как ее сын-дошкольник «измерял», шагая рядом с ней, глубину всех луж, попадающихся на пути. Но когда мальчик поскользнулся и упал в воду, она с сердцем его отшлепала. Какой вывод сделал мальчик? То, что нельзя было падать? Ведь ему не потрудились объяснить, что к печальному итогу привела его шалость. Иногда дети становятся жертвами нашего настроения.

-  Что ты идешь как неживая? Снега, что ли, никогда не видела? - сердито дергает отец за рукав засмотревшуюся девочку. Девочка резко прибавляет шаг, изредка всхлипывает - раздражение старшего не проходит даром. Теперь ей уже не до снега.

Легко накричать на ребенка. Гораздо труднее сдержаться и спокойно разъяснить, как надо вести себя в той или иной ситуации, почему. Окрики, побои подавляют ребенка, делают его трусливым, безвольным или, наоборот, озлобляют.

За непослушание в присутствии посторонних мать ударила дочку по лицу. Дело тут, конечно, не только в том, что мать применила к дочери телесное наказание (хотя это само по себе отвратительно). Она подвергла девочку публичному унижению. И рано или поздно, если такие мотивы воспитания будут применяться многократно, наступит момент, когда чувство девочки к матери в конце концов истощится, выработается «иммунитет», равнодушие или отрицательная реакция даже на различные советы. И эта же мать в горестном недоумении будет спрашивать: «И почему у меня дочь такая равнодушная и бессердечная выросла?» А. С. Макаренко говорил: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь». Очень важно, чтобы в семье всегда господствовало внимательное отношение друг к другу, единомыслие, готовность к содержательным, интересным и полезным действиям. А если в доме часты грубость или оскорбления, вы уже воспитываете ваших детей неправильно, и никакие самые лучшие «специальные» методы воспитания не принесут большой пользы. Бывают случаи, когда необходимо потребовать, повысить голос, приказать. Но это не должно входить в систему. Некоторые из нас очень строги, некоторые очень добры. Но не кажется ли вам, родители, что в поисках всяких секретов, путей к детскому сердцу, мы нередко забываем о самом простом внимании? В любом возрасте нужен контакт старших и младших. Тактичный подход означает учет индивидуальных особенностей, понимание детей, умение подметить их внутренний настрой. Детство не преддверие жизни, а самая сложная ее пора. Радость и горе, удачи и срывы, надежды и разочарования, жажда познания и муки творчества - все, с чем мы, взрослые, сталкиваемся в жизни, присуще и детству. И мы, взрослые, должны быть добрыми помощниками своим детям на этом пути. Добро и доброжелательность - они неотделимы друг от друга. Хочется еще раз обратиться здесь к выводам В. А. Сухомлинского: «Детство и отрочество должны стать школой доброты, человечности, чуткости. Только при этом условии в ... сердце человека будет вся гамма благородных человеческих чувств - от тончайшей, чувствительной заботы о матери до ненависти к врагу, непримиримости к идейному противнику».

Подготовка к школе начинается как будто с мелочей. Необходимо приучить детей спокойно сидеть во время обеда за столом, чаще давать им такие задания, как рисование, вырезание, лепка, следить, чтобы начатое дело доводили до конца. Чтобы ребенок был послушен, нужно воздействовать не окриком, не нареканием, а наоборот, твердостью, требовательностью, поощрением. Например, ребенку сказали, чтобы он убрал игрушки, а он наскоро сдвинул их в угол и побежал играть. Нужно повторить приказание, чтобы оно было выполнено, и проконтролировать результат. Переступая порог школы, большинство детей сейчас знают буквы, умеют читать. Правда, беглостью чтения обладают не все ребятишки, но главное не это, а то, чтобы ребенок любил чтение, видел в книге надежного и любимого друга. Русские сказки и сказки народов мира, многие чудесные книги, написанные известными писателями, могут пройти мимо него, ибо в школе, когда он научится читать, эти книги уже будут ему неинтересны: он перерастет их. И целый мир образов, представлений, богатейшая пища, которая могла бы разбудить детскую фантазию, будет вычеркнута из жизни малыша. Более того, ребенку, только что освоившему букварь, требуется не менее года постоянных, ежедневных тренировок, чтобы усовершенствовать технику чтения, чтобы суметь прочесть «с листа» даже несложную книжку. И вот тут-то родители, не раскрывшие ребенку своевременно радости, которую несет книга, могут пожать горькие плоды. Одно дело, когда ребенок учится читать, потому что ему очень хочется узнать, что написано в этой книжке, и совсем другое дело - когда ему надо читать, чтобы получить завтра оценку. Он нервничает, переживает, что отстает от сверстников, такое чтение не столько прививает любовь к книге, сколько отвращает от нее. Бывают и другие причины «охлаждения» малыша к школе, к учебе.  «Опять мне тройку поставили!» - с горечью и раздражением говорит он, вернувшись домой. Почему же у Кости пропал интерес к школе? Родители говорили ему о привлекательной стороне школьной жизни, но не учли того, что детям встретятся трудности, которые необходимо преодолеть, - не научили его трудолюбию и настойчивости, столь необходимым для достижения цели. Требование родителей Кости, чтобы сын получал одни пятерки, за которые ему была обещана награда, вызвало отрицательное отношение мальчика к учительнице, поставившей тройку, неприязнь к школе. Дети бывают разные: есть смелые, а есть излишне застенчивые. Родителей порою раздражает неуверенность ребенка: «Как ты будешь учиться? В школе тебе всегда будут ставить двойки». А ведь, наоборот, именно родители могут и должны помочь ребенку преодолеть болезненную застенчивость. Чтобы научить ребенка разговаривать громче и смелее, чаще спрашивайте его о том, что он видел, слышал, в какие игры играл, что было в школе. У застенчивых ребят необходимо воспитывать уверенность в своих силах. С этой целью нужно чаще подбадривать их, отмечать пусть даже незначительный успех, а отнюдь не запугивать, не высмеивать. Уверенность родителей, что ребенок справится с поручением, с полученным заданием, воодушевляет маленького человека, помогает ему избавиться от сознания собственной беспомощности, правильно отнестись к неудачам, возможным вначале занятий в школе. Маленький человек начинает новую жизнь. Ему нелегко сразу освоиться в непривычной обстановке. А многие взрослые проявляют совершенно неуместное в данном случае нетерпение. Им хочется потешить свое родительское тщеславие, хочется, чтобы их Дима ил  Ира сразу были лучше всех. Большой вред наносят собственному ребенку те, кто приготовление домашних заданий превращает в нервотрепку для себя и для маленького ученика. Как болезненно переживает ребенок родительский окрик: «И в кого ты такой тупой?», «Ничего из тебя не выйдет!», «Что ты пишешь как курица лапой?» А в иной квартире допоздна горит свет: вернувшиеся с работы родители стараются за сына сделать «пятерочную» работу. Обе эти крайности одинаково плохи. Настоящая помощь родителей заключается в том, чтобы ребенок понимал, что учение - это труд, что упорство, настойчивость преодолевают трудности и несут радости, прежде всего радость познания. Многие родители понимают, насколько важно вызвать у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают детям о школе, об учителях, о дружбе ребят и, самое главное, о знаниях, которые дает школа. Все это вызывает у ребенка желание учиться, создает положительное отношение к школе. И лишь опираясь на это желание, можно учить ребенка учиться - учить, а не заставлять. Как необходимо взрослым усвоить разницу между этими понятиями! Иначе мы сами окажемся виновными в том, что ребенку «разонравилось» делать уроки, ходить в школу. Ира учится в школе неплохо. Но она лишена инициативы, самостоятельности, робка, не уверена в своих силах. Дело в том, что родители воспитывают девочку по методу подавления. Мать так и говорит: «Самое главное - беспрекословное повиновение. Ира приучена не возражать - мы не даем ей воли. Отец и мать знают, что ей делать». Между тем воспитание самостоятельности - первая ступень воспитания воли, инициативности, ответственности. А может ли ребенок стать активным, когда он не пользуется самостоятельностью, практически не развивает это качество? Родители должны помнить: только терпение, педагогический такт могут помочь в первых школьных шагах их ребенку. Да, нужно контролировать приготовление домашних заданий, помогать освоить премудрость написания букв и чисел, но ни в коем случае не «давить» на ребенка, не угрожать ему лишением прогулок или телевизионных передач. Спокойная, деловая обстановка во время выполнения домашних заданий, поддержка любого, пусть маленького успеха поможет и детям, и родителям достойно, без лишних семейных трагедий, преодолеть первую ступеньку школьной лестницы.

Семья должна привить ребятам такие установки и традиции, чтобы они могли самостоятельно бороться с трудностями, выступать против недостатков, встречающихся на пути. Пусть иной раз ребенок почувствует, переживет свою неудачу, ошибку или проступок - лучше запомнит, найдет в другой раз в себе силы их не повторять. Пусть самостоятельно выбирается из неприятной ситуации. Не торопитесь  кидаться  выполнять дело за него,  «облегчить его участь». Гораздо легче сделать что-нибудь за ребенка, чем организовать его самостоятельную деятельность. Но ведь этим можно не только втянуть его в обман, но подавить ценнейшее свойство - желание действовать самому, пользоваться доверием взрослых. Не беда, если малыши могут выполнить лишь несложную работу, и не всегда так быстро на первых порах, как бы вам хотелось. Важно качество, а не количество. Важно серьезно приобщать ребенка к самостоятельной деятельности. И чем раньше это начать, тем лучше. Неправильно делают те взрослые, которые оберегают маленького школьника от всех домашних забот. Только бы хорошо учился! Дети быстро усваивают выгоду своего положения. Не удивляйтесь, если в дальнейшем на просьбу вымыть посуду или сходить в магазин услышите ответ: «У меня много уроков». Большое значение имеет режим дня. Об этом знают все родители. Но мало знать, надо выполнять. Продуманный режим дня позволяет найти время для разнообразных игр, занятий, укрепления здоровья, воспитывает волю и положительные черты характера - учит ценить время. Не привыкшие к твердому распорядку дня дети быстрее устают, с трудом переключаются от игры к какому-то необходимому в данный момент делу. Не успевают вовремя поесть, с трудом засыпают и просыпаются, с неохотой садятся за приготовление уроков. Ребенок пошел в школу... Родители тоже проходят свои школьные университеты.

              Литература:

1.  Макаренко А.С. Лекции о воспитании. – Минск. – 1978 г. – 178 с.

2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Минск. – 1979 г. – 212 с.

3. Тараткевич М.В. Семья и разумные потребности.- Минск. – 1983 г. – 128 с.