ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

 

ПОД- СЕКЦИЯ  1.Воспитание и образование.

Асанкулова Б.С.  

                                               Доцент, к.п.н.

                           Таразский государственный университет им.М.Х. Дулати

 

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ  КАК  СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

            ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ  МОЛОДЕЖИ

                                              

 Пословицы, поговорки, ораторские  изречения  являясь сокровищницей народной педагогики, и для сегодняшнего поколения имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

Казахи говорят: «Коль богата земля, то богат и народ. Где земля просторна, там жизнь привольна».

Казахи – жители великой степи –   имели громадную территорию,  свой родной язык, свою национальную культуру. Богат казахский фольклор, в нем сконцентрированы все оттенки народной педагогики.

Старшие поколения передавали накапливаемый опыт младшим поколениям, т.е. воспитывали подрастающее поколение на примере устного народного творчества. Но в основном казахские пословичные изречения сохранились не в письменных памятниках, а в памяти народа. Пословицы и поговорки жили и развивались вместе с народом, породившим их. Они устаревают со временем и исчезают, другие обновляются и видоизменяются. Как и другие произведения народного творчества, пословицы и поговорки представляют собой общенародное достояние.

Народные афоризмы служат для уточнения и украшения мысли. И поэтому народ так высоко ценит их: «Борода- украшения лица, а пословица- украшение речи ».

          Известный фольклорист В.А. Ашекин отметил: «… Пословицы и поговорки любят в народе: они умны, метки, красят речь, они – неотъемлимая часть повседневной жизни. Этим, пожалуй, определяется огромная ценность народных изречений и выражений. [2.7]

          Нужно отметить, что и в древнейших памятниках письменности, сохранившихся с VII-XIII вв., встречаются пословичные изречения. Например, в орхоно-енисейских памятниках мы находим ряд пословиц и поговорок: «Бедный народ сделал богатым, малый народ сделал великим».

( «Күл-тегін», VIII в.),  «Стыд сильнее смерти» (Тоньюкук» VIII в.).

     Самобытность казахского фольклора отражалась в произведениях разных жанров, среди которых ораторское искусство занимало особое место. Как известно, ораторское искусство рождалось в процессе полемики, в спорах.

     Известными ораторами были в основном государственные деятели. Великие законодатели степи Толе би, Айтеке би, Казбек би и  такие ораторы, как  Майкы би, Аяз би, Асан Кайгы,  Жиренше-шешен  насыщали свою речь пословицами, поговорками, афоризмами, а так же назиданиями. В народе говорят, что поэтами рождаются, а ораторами становятся: «Много повидав, становятся вождями, Много раз выступая, становятся ораторами».

 Народ испокон веков высоко ценил искусство и знания. Всем известно, что знания добываются усердием, упорным трудом.

 Большое место в пословицах и поговорках уделяется вопросам совершенствования человеческого ума, характера и поведения.

Народ, сравнивая в своих пословицах и поговорках плохое и хорошее, противопоставлял  их друг другу. Создано много пословиц об уме и глупости: «Умному – намек, глупому – палка»,  «Ум нужен и тогда, когда убегаешь, и тогда, когда догоняешь», «С добрым человеком дружить – добра набираться, с дурным дружить – в дураках   остаться».

 Таким образом, народные изречения, афоризмы становятся средством воспитания, учат любить родину и народ, овладевать знаниями, стремиться к искусству, восхваляют умных, уравновешенных людей, ставят их в пример.

    Мудрецы  считали, что люди должны относиться друг к другу с уважением, беречь свое и чужое достоинство, а также учить премудростям семейной жизни: как строить взаимоотношения между членами семьи, между матерью и дочерью, между отцом и сыном.

     В казахских пословицах, поговорках, изречениях четко определены взаимоотношения супругов, отцов и детей. Отец-глава и кормилец семьи. Везде бремя самого тяжелого труда ложится на плечи мужчины. К тому же глава семьи – образец для подражания, он – воспитатель и наставник детей.

     Несмотря на то, отец является главой семьи, и мать, согласно народным представлениям, занимает в семье свое достойное место: «Хорошая женщина и плохого мужа сделает ханом», – гласит народная мудрость. Высоко оценивая роль женщины в семье, она первый помощник мужа. В устном творчестве казахов, в том числе пословицах и поговорках, присутствовали мотивы сетований по поводу отсутствия или малочисленности детей. Ребенок – цветок души, свет очей – говорили они, возлагая главные надежды на сына. Есть пословицы о дочерях: «Дочь выдай в хорошую семью, если не найдешь такой, выдай за хорошего джигита», «Сын – опора, дочь – новая родня».

     Следует отметить, что в народных изречениях определены отношения между старшими и младшими братьями и сестрами. Однако уважение не были односторонними, старшие уважали права и достоинства младших. Все внимание родителей в казахской семье были направлены на простые правила нравственности, основанные на преданиях, обычаях и опытах. Издревле казахи уважали стариков, ценили их жизненный опыт: «Семья без деда –семья без благословения, семья без бабушки – семья без заступницы».

Люди, прожившие долгую жизнь, много повидавшие на своем веку, были наставниками внуков и правнуков.

 Умные, многоопытные старцы считались наставниками не только одной семьи, но и целого аула. Пройдя большой жизненный путь, внося посильный вклад в общество, старец требует уважения и признания, в первую очередь, от молодых людей, пользующихся плодами его труда. Молодежь должна учиться у мудрецов: «Зрелым человеком став, деда чти по-прежнему».

Таким образом, пословицы, поговорки, народные афоризмы отражали жизнь народа, взаимоотношения людей.

Волков Г.Н. отмечал, что конечной целью пословичных изречений всегда было воспитание, они содержат педагогическую идею, оказывают воспитательное влияние на подрастающее поколение.

Наши предки всегда стремились воспитывать подрастающее поколение быть правдивыми, делать добро людям, преодолевать трудности, добиваться цели. И сейчас, эти кодексы морали не должны терять свою значимость.

 

  Литература

  1. Аникин В.А. Мудрость народа. Пословицы и поговорки народов Востока. М., 1961.  
  2. Магауин М. Песни степей. Предисловие. В кн. Поэзия жырау. А.,1987 
  3. Адамбаев Б. Казахское народное ораторское искусство. А., 2007 
  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., Изд. Центр «Академия» 2000