МОРАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

 

ПОД- СЕКЦИЯ 7. Социальная психология. 

 Рябченко И.В

ОБДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку 

 

МОРАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.


         Эффективность решения оперативно – служебных задач сотрудниками подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) во многом зависит от состояния морально – психологического климата в коллективах, что особенно важно в условиях реформирования службы.

         Морально – психологический климат – это более или менее устойчивая система явлений нравственного, психологического порядка,  выражающая отношение членов коллектива к совместной деятельности, друг другу и включающая коллективные потребности, интересы, взгляды, убеждения, позиции, эмоции, механизм непосредственного общения, психологические процессы и отношения. Качественными характеристиками морально – психологического климата выступают сплоченность, дисциплина, ответственность, слаженность и согласованность действий членов коллектива, взаимопомощь, взаимное уважение.

         Именно в коллективе формируются, развиваются и совершенствуются правосознание, нравственные формы поведения сотрудников, определяются ценностные ориентации и установки, регулирующие их взаимоотношение между собой, так и с участниками дорожного движения.

         Благоприятный морально – психологический климат в подразделениях ГИБДД следует формировать с учетом общих закономерностей развития любого коллектива, в котором происходят как позитивные, так и негативные процессы.

         Вместе с тем коллектив подразделения ГИБДД имеет свою специфику, так как входит в систему правоохранительных органов. Она состоит в том, что руководители и сотрудники обязаны соблюдать субординацию, служебную дисциплину и уставные отношения. В уставе, приказах, распоряжениях, инструкциях, положениях и других нормативных правовых актах регламентируются права и обязанности должностных лиц. Личный состав обязан подчиняться требованиям начальника, его заместителей. Если соответствующие установки и мотивация деятельности руководителя направлены на практическую реализацию реформ, то и сотрудники выполняют требования своих непосредственных начальников. А в коллективах создается атмосфера нетерпимости по отношению к любым отступлениям от реформ, проявлениям профессиональной деформации, нарушению законности и служебной дисциплины.

         Наряду с официальной, т.е. формальной структурой подразделения, отражающей нормативную, обязательную сторону взаимоотношений между сотрудниками, в каждом коллективе складывается психологическая структура неофициального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. В ее основе лежат восприятие и понимание сотрудниками друг друга, их взаимооценка и самооценка. Для того чтобы каждый член коллектива чувствовал себя комфортно, необходимы организация эффективного управления, воспитание, обучение личного состава и создание благоприятного морально – психологического климата. Его состояние, по данным исследования социальных психологов, зависит прежде всего от качественного отбора кадров; психологической совместимости и сплоченности работников при выполнении возложенных на них задач; взаимоотношений внутри коллектива; стиля управления, личностных, деловых качеств руководителя и объективной оценки деятельности подчиненных; их социальной, психологической и правовой защищенности; оптимизации режима службы, соблюдения графика выходных дней и отпусков; равномерного распределения служебных обязанностей, нагрузки на членов коллектива с учетом опыта их работы, профессиональной подготовленности и ряда других объективных и субъективных факторов.

         Практика показывает, что руководителей подразделений ГИБДД волнуют ряд проблемных вопросов:

В каких случаях требуется коррекция отношений и разрешение конфликтных ситуаций между членами коллектива?

Как формировать экипажи с учетом психологической совместимости сотрудников?

Какой стиль управления эффективен и как формировать, развивать и совершенствовать свои организаторские и педагогические способности?

Как построить процесс  эффективной адаптации молодых сотрудников в коллективе в условиях реформирования службы?

Методическое обеспечение и рекомендации руководству ГИБДД осуществляет психолог подразделения. Большой опыт работы в службе показывает, что один психолог не может решить все проблемные вопросы. Эффект возможен только от совместной работы руководителей и психолога подразделения. Только в ситуации взаимодействия, когда руководитель используя профессиональные рекомендации психолога, принимает грамотные решения, возможна атмосфера доброжелательности, доверительности, взаимной поддержки и помощи в подразделениях ГИБДД, что будет способствовать деловому настроению сотрудников и в конечном счете успехам в реформировании службы.