КАЗАЧЕСТВО СИБИРИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 6. История России.

Мациевский Г.О.

кандидат исторических наук, доцент

Старооскольский филиал

Воронежского государственного университета

 

КАЗАЧЕСТВО СИБИРИ

В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

 

В последние годы тема казачества в Великой Отечественной войне вновь актуализировалась, но стала подаваться, в основном, с точки зрения участия казачьих частей и соединений в войне на стороне фашистской Германии. Был опубликован ряд работ, название которых говорит само за себя: «Белоэмигранты между звездой и свастикой» [1], «Великое предательство. Казачество во Второй мировой войне» [2], «Казаки между Гитлером и Сталиным» [3] и т.п. На фоне почти полного замалчивания роли казачества РККА в деле разгрома фашизма, героизировались казачьи «атаманы-генералы», пошедшие на службу Гитлеру – П.Н. Краснов, А.Г. Шкуро, М.Н. Граббе, В.Г. Науменко и др. Из уст современных представителей казачества порой можно услышать о том, что казаки-коллаборационисты были истинными освободителями России, и «Казаки, воевавшие в дивизии фон Панвица, воевали за Свободный Дон, за казачью республику, свободную от коммунистов!» [4]. Однако оценку деяниям этих «казаков-освободителей» дал ещё Нюрнбергский трибунал и пересматривать итоги Великой Отечественной войны могут лишь недалёкие политики, для которых важна не историческая правда, а политические дивиденды, которые можно получить на её извращении.

А историческая правда такова: победу в войне одержал советский народ и казачество внесло огромный вклад в дело разгрома мирового фашизма.

Казаки во все времена были воинами. Благодаря их самоотверженности и героизму создавалась и крепла российская государственность. Идеи державности и патриотизма, готовность положить «души свои за други своя» всегда отличали казаков. И когда пришло великое испытание войной, большая часть казачества поднялись на защиту своего Отечества. Основная масса годных к военной службе казаков Сибири и Дальнего Востока принимали участие в боевых действиях. Казачье население тыловых станиц растило хлеб, работало на заводах и предприятиях, в меру своих сил и возможностей приближая победу.

В годы войны не было исключительно казачьих по своему составу воинских частей. Казаки воевали в мотострелковых, артиллерийских, танковых и иных подразделениях, хотя особое значение для казачества имело создание кавалерийских дивизий и корпусов. Ещё до войны начали создаваться территориальные кавалерийские части, которые комплектовались и дислоцировались только в казачьих регионах, а казаки составляли в них 60-85% от личного состава. К началу войны в РККА имелись 13 кавдивизий, половина из которых дислоцировалась во внутренних округах.

Шесть кавдивизий в составе 2-го, 5-го и 6-го казачьих кавкорпусов начали боевые действия 22-24 июня 1941 г. Учитывая, что бронетанковые войска понесли тяжелые потери в первые дни войны, командование уже летом 1941 г. приступило к развертыванию новых кавкорпусов легкого типа (без артиллерии и танковых полков). К концу 1941 г. было сформировано 82 кавдивизии, 33 из них в Северо-Кавказском военном округе из казаков Дона, Кубани и Терека. Более 10 кавдивизий было укомплектовано уральскими и оренбургскими казаками.

Сибирские, забайкальские, амурские и уссурийские казаки участвовали в формировании 7 кавалерийских дивизий и 21-го запасного кавалерийского полка Забайкальского военного округа. Забайкальские казаки находились также в составе 51-й кавдивизии полковника И.Г. Пронина, сформированной на станции Даурия в Читинской области [5, с. 144]. В июле 1942 г. в составе 8-го кавалерийского кавкорпуса была сформирована 73-я кавдивизия полковника И.Т. Чаленко, состав которой на 75% состоял из сибирских казаков, участников гражданской войны. Уссурийские казаки воевали в составе 7-й Дальневосточной кавдивизии на Центральном фронте. В мае 1943 г. части дивизии были направлены для формирования 2-го гвардейского кавкорпуса. 8-я Дальневосточная кавдивизия, созданная в 1932 г. на базе 9-й Дальневосточной бригады, воевала в составе 6-го гвардейского кавкорпуса [5, с. 144-145].

Несмотря на тяжёлые условия, казаки показывали примеры мужества и героизма. В августе 1942 г. газета «Красная Звезда» опубликовала несколько очерков о подвигах казачьих частей. В 1943 г. ряд кавдивизий получил почётное наименование «гвардейских», среди которых 8-я казачья кавдивизия им. Ф.М. Морозова, 13-я (бывшая 83-я), 15-я (бывшая 55-я) кавдивизии и др.

8-я Дальневосточная гвардейская кавдивизия зимой 1942 г. принимала участие в обороне Москвы, в 1943 г. участвовала в Острогожско-Россошанской операции, в 1944 г. участвовала в прорыве фашистской обороны в районе ст. Сарны и в рейде по тылам противника к Ровно, за что получила наименование «Ровенской». В октябре-декабре 1944 г. дивизия успешно участвовала в Будапештской наступательной операции, в марте-апреле 1945 г. в Братиславско-Брновской операции по освобождению Чехословакии. В ноябре 1944 г. дивизия была награждена Орденом Красного Знамени, а в мае 1945 г. – Орденом Суворова II степени. 6-й гвардейский Ордена Суворова кавалерийский корпус прошел с боями свыше 7 тыс. км. Его части и соединения были награждены 39-ю орденами, получили почетное наименование «Ровенских» и «Дебреценских». Пятнадцати казакам и офицерам корпуса было присвоено звание Героя Советского Союза.

15-я гвардейская кавдивизия, сформированная на Алтае, получила пятнадцать Благодарностей Верховного Главнокомандующего, а девятнадцать её бойцов были удостоены звания Героя Советского Союза [6, с. 420-421].

Боевые части поддерживали связи с тыловыми районами страны. Регулярно сообщали о своих боевых делах землякам на Алтай бойцы 15-й гвардейской кавдивизии [6, с. 420-421, 437]. Пополнение многих дивизий шло за счёт казачьих регионов. Так в июне-августе 1944 г. около 2,5 тыс. человек из числа оренбургских и забайкальских казаков вошло в состав 3-го гвардейского кавкорпуса [5, с. 205].

Кавалерийские формирования РККА несли большие потери. И хотя создавались они для усиления и увеличения подвижности танковых и стрелковых соединений, однако в первые годы войны часто использовались как самостоятельные боевые единицы, противостоя танковым и моторизованным соединениям врага. К 1944 г. все кавалерийские части были объединены в восемь кавкорпусов. Согласно приказа Ставки, изданного в мае 1944 г., кавалерийские корпуса должны были применяться как средство развития успеха и удара по тылам противника, но с обязательным усилением танковыми механизированными соединениями и прикрытием с воздуха артиллерией [7, с. 132-133].

В годы войны в тыловых районах также шла битва за победу. В Сибири пускали в ход эвакуированные из европейских областей предприятия и заводы, строили новые, но основой производства оставалось сельское хозяйство. В 1941-1945 гг. деревня потеряла большую часть трудоспособного населения. Только в первые месяца войны на фронт было призвано около 90% механизаторов, а общее количество трудоспособного населения Сибири к 1944 г. сократилось на 40,8% [8, с. 93-94]. Лучшие тракторы передавались фронту. Количество машин в МТС в 1941-1942 гг. в Западной Сибири сократилось на 9%, а в Восточной – на 10%. Численность конного поголовья сократилась на 24,3% [8, с. 94-95]. Не смотря на это происходило увеличение посевных площадей.

Нехватка рабочих рук и постоянный дефицит техники позволяли выполнять всё более растущие объёмы работ лишь с огромным напряжением сил. В хозяйствах возникали движения двухсотников, ширилось стахановское движение, дети, женщины и старики заменяли ушедших на фронт мужчин. Многие колхозы и совхозы принимали обязательства о досрочном выполнении посевных и уборочных компаний. Так колхоз «Красный казак» Бикинского района Хабаровского края взял обязательство убрать урожай за 20 дней и без потерь. В Алтайском крае Каменским райкомом ВКП(б) в ноябре 1941 г. было разослано письмо о развёртывании предоктябрьского социалистического соревнования [7, с. 138-139]. Кроме непосредственной работы на полях, жители казачьих регионов Сибири и Дальнего Востока собирали тёплые вещи, перечисляли деньги в фонд обороны.

Великая Отечественная война показала, что традиции казаков как защитников и устроителей российской государственности живы и востребованы. Казачество внесло свой вклад в дело разгрома фашизма и победы нашей Родины в войне.

 

Литература:

  1. Гончаренко О.Г. Белоэмигранты между звездой и свастикой. М.: Вече, 2005. 352 с.
  2. Науменко В.Г. Великое предательство. Казачество во Второй мировой войне. СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 448 с.
  3. Крикунов П. Казаки. Между Гитлером и Сталиным. М.: Яуза, Эксмо, 2005. 608 c.
  4. См.: Зборовский А.А. Кому служат казаки? [Электронный ресурс] // Казачий информационно-аналитический центр [Официальный сайт]. URL: http://kazak-center.ru/blog/2010-05-15-45 (дата обращения 24.01.2012).
  5. Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в Великой Отечественной войне. М., 1993.
  6. Алтай в годы Великой Отечественной войны. Сборник документов. Барнаул, 1968.
  7. История казачества Азиатской России. В 3-х т. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. Т. 3. ХХ век.
  8. Подвиг земли богатырской. М., 1970.