Зарождение частных театров в Российской империи.

 

ПОД- СЕКЦИЯ 7. Театральное искусство.

Степанова Г.И. 

аспирантка кафедры культурологии и искусствоведения ОНПУ

   Зарождение частных театров в Российской империи.

Начальная форма частного театра – антреприза. Как отдельный феномен в истории театральной жизни Российской империи она практически не изучена. К сожалению, на сегодняшний день не найдено документальных источников о том, где и когда антреприза появилась и что этому способствовало. 

Е. И. Стрельцова, выдвигает гипотезу, что зарождение антрепризы как частного предпринимательства, в Российской империи, следует искать в искусстве скоморохов. Театровед доказывает, что скоморохов можно считать первыми профессиональными актерами, а антрепренерами они стали после того, как занялись организаторской деятельностью, объединяясь в ватаги. «По сути это были артели. В родственной системе свободного предпринимательства оказываются «цех музыкантов и фигляров», «группа игрецов», «кукольные игрецы», «группа одаренных людей», «поводчики», «ватаги» и – «позитурные мастера», «штукмейстеры», «показатели чудес», «баланцыри», и пр., то есть антреприза. Скоморо-вожак, руководитель зрелищного «промыслишка», организатор ватаги и – антрепренер» [1, с. 20].

        В других исследованиях предположения о появлении театрально-драматической антрепризы датируются более поздним периодом.

        Одним из первых антрепренеров считается Ф. Г. Волков, который жил в средине XVIII века. Его биографию можно разделить на два периода:

  1. Ярославский, в течении которого Ф. Волков учился и заложил основание ярославского театра (до 1752 года);
  2. Петербургский и Московский. Войдя в придворно-аристократическую среду, работал над  учреждением национального общедоступного театра (1752–1762).  Этот период кончился постановкой маскарада «Торжествующая Миневра», которая для Ф. Волкова оказалась последней. 

«Второй период» в жизни Ф. Волкова особенно внимательно изучается его биографами, потому что благодаря его деятельности в это время он и вошел в историю театра. В данном случае важен «первый период», ведь в это время его можно охарактеризовать как антрепренера.

Родился Федор Григорьевич 9 февраля 1729 года в Костроме в купеческой семье. После смерти отца переехал в Ярославль, где воспитывался отчимом – ярославским купцом и промышленником Ф. Полушкиным. С 1741 до 1748 года Ф. Волков пребывал в «науках» в Москве. В этот период он посетил все возможные для него представления, где и ознакомился с устройством современного театрального здания, техникой сцены и характером декорационного искусства.

По возвращению в Ярославль Волков настолько был охвачен идеей создать театр, что начал обучать драматическому искусству, музыке, живописи своих братьев и соседних детей. П. Арапов сообщает, что первое театральное представление было дано в честь дня рождения отчима. Проходило оно в специально обустроенном сарае.  Были поставлены драма «Эсфирь» и пастораль «Евмонд и Берфа». Все были в таком восторге от увиденного, что решили помочь Волкову создать собственный театр [2, с. 51].

Открытие стационарного театра Ф. Волкова состоялось 7 января 1751 года, оперой «Титово милосердие» известного тогда композитора Пьетро Местазио в переводе Петра Медведева. Создав свой частный театр, Волков позаботился и о его содержании, установив цену за вход «… брал с зрителей за места: на передних скамейках по пятаку, на средних по алтыну, а на задних по одной копейке» [3, с. 46].

Руководил он своим театром до 1752 года, пока слухи о его существовании не достигли Петербурга. По приказу царицы Елизаветы Петровны Волков был вызван в Петербург для организации общедоступного русского театра.

О происхождении театрально-драматической антрепризы пишет Б. В. Варнеке в своей «Истории русского театра». Он считает, что частная театральная деятельность, которая прочно установилась в провинции, берет свое начало с столичных частных дворянских театров. В провинцию они переместились после указа о столичной театральной монополии.  Б. В. Варнеке говорит о том, что одно из первых театральных зрелищ появилось в Харькове 29 сентября 1780 года. «Тогда из переселившихся по службе дворян и из разных мест прибывших чиновников для занятия по новому учреждению должностей составилось общество, которое среди других забав устроило и театральные спектакли» [4, с.118].

Примерно в 1795 году в Харьков приехал отставной придворный актер Т. Константинов со своей небольшой труппой и получил разрешение на взятие театра в аренду. Б. В.  Варнеке называет Константинова «первым харьковским антрепренером». Обратил он на себя внимание зрителей в первую очередь сыгранностью  труппы и роскошью постановки.

Составители второго тома истории русского театра считают, что первые вольные труппы образовались в юго-западных частях Украины, в частности, в Киеве. Этому способствовало наибольшее скопление «вольных» людей на этой территории. Чаще всего это были поляки и немцы. Они не были крепостными, но и не владели ни землей, ни недвижимостью. Частью этих людей были разорившиеся шляхтичи. «Из этих-то людей, ни в цехах, ни в купечестве не состоявших, и сформировались еще в конце XVIII века первые кадры вольных актеров и антрепренеров» [5, с. 400].  

Вышерассмотренные точки зрения заставляют полагать, что появление антрепризы на территории Российской империи можно рассматривать как самостоятельное явление, но С. Данилов утверждает, что параллельно театрально-драматическая антреприза строилась на руинах крепостного театра. «… ряд крепостных театров постепенно теряет черты барской затеи и откровенно переходит на предпринимательские начала. Патриархального владельца крепостного театра сменяет антрепренер-помещик» [8, с.16]. Распад крепостного театра произошел в результате разрушения феодально-крепостнического уклада под влиянием роста капиталистических отношений, обозначившихся с началом XIX века, т. е. этим временем можно датировать возникновение предприятий отдаленно напоминающих антрепризу. Полноценной антрепризой эту деятельность нельзя назвать потому, что «антрепренер-помещик» хотя и брал деньги за спектакль, актеры оставались крепостные. Ярким примером такого коммерческого предприятия является известная полукрепостная-полувольная труппа князя Н. И. Шаховского.

Одним из наиболее существенных явлений, характерных для обеих основных форм театра  конца XVIII начала XIX века, было их взаимовлияние и взаимопроникновение. Молодой антрепренерский вольный театр  частично заимствовал кадры и методы ведения дела у имеющего большой опыт крепостного театра. В свою очередь и крепостной театр пытается приспособиться к новым условиям и перестроиться на коммерческий лад.

                                         Литература

1. Стрельцова Е. И. Частный театр в России. От истоков до начала XX     века /  Стрельцова Е. И. – М.: РАТИ-ГИТИС, 2009. – 635 с.

2. Летопись русского театра / [автор текста П. Н. Арапов]. Санкт-Петербург: Типография Н. Тиблена, 1861. – 358 с.

3. Лучанский М. Федор Волков / Лучанский М. – М.: Искра Революции, 1937. – 148 с.

4. Варнеке Б. В. История русского театра / Варнеке Б. В.  – Издание Н. Н. Сергиевского: Тип. Министерства внутренних дел, 1913. – 704 с.

5. История русского театра : в 2 т. / [под ред. В. В.  Каллаш, Н. Е. Эфрос]. – Москва:  Объединение, 1914 – . – (Источник по истории театра). Т. 1. –  1914. – 357 с.