Богдан В.В.

 

ПОД- СЕКЦИЯ 7. Гражданское право.

 

Богдан В.В.,

доцент кафедры гражданского права,

кандидат исторических наук,

Юго-Западный государственный университет (г. Курск)

 

 ЗАКОН РФ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» КАК ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН  НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

(К 20-ЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ)

Основой любых начинаний в области совершенствования законодательства должно быть только стремление к наиболее эффективному правовому регулированию соответствующих правоотношений.

         Сегодня законодателем уделяется значительное внимание по совершенствованию правовой базы, призванной регулировать правоотношения с участием потребителей. Уже за первое десятилетие XXI века были предприняты две успешные попытки обеспечить эффективную защиту прав потребителей на рынке товаров и услуг. В 2004 и 2007 гг. в Закон РФ «О защите прав потребителей» были внесены изменения и дополнения, значительно способствующие усилению мер защиты граждан. 

Итак, рассмотрим, каким образом принятие, изменение и дополнение специального законодательного акта повлияло на эффективность защиты прав потребителей на рынке товаров и услуг.

         Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон) был принят в далеком 1992 г., который впервые в истории российского законодательства закрепил основные права граждан на рынке товаров и услуг, предоставив последним широкий круг возможностей для эффективной защиты от недобросовестных продавцов (изготовителей, исполнителей).

      Этот совершенно новый для России Закон был принят в сложнейшей экономической обстановке. В конце 1980-х начале 1990-х гг. количественный ассортимент стал явно превосходить качественный, что выразилась практически в бесконтрольном возникновении как стихийных мест для торговли, так и самих новоявленных коммерсантов. Указ Президента РФ «О свободе торговли» легализировал любой вид торговли (и это при сохранении уголовной ответственности за спекуляцию), приведший к полной безответственности лиц, занимающихся торговой деятельностью.   

        Закон имел огромное значение для развития экономической жизни России. Прежде всего, граждане впервые получили возможность прибегнуть к законным, цивилизованным способам отстаивания своих интересов. Под влиянием его применения изменяется отношение государства к вопросам обеспечения прав потребителей. Уже через несколько месяцев после введения Закона в действие вносятся изменения и в вышеуказанный Указ президента: было установлено взимание платежей и сборов за ведение торговой деятельности, определено место для осуществления торговли, установлена ответственность продавцов за  качество  реализуемых  товаров  в соответствии с действующим законодательством.

        В течение последующих 10 лет процесс развития законодательства о защите прав потребителей вообще и самого Закона в частности стал осуществляться поэтапно, давая возможность гражданам прибегать к использованию его положений для восполнения социальной справедливости, поскольку массовые нарушения прав потребителей допускались и при попустительстве самого государства.  В нем можно выделить следующие периоды: 1992-1999 гг.; 1999 – 2004 гг.; 2004-2007 гг.; 2007 г. по настоящее время.       

        В период с 1992 до 1996 гг. защита прав потребителей набирала первый практический опыт: обобщается практика применения законодательства органами местного самоуправления, судебной системой, общественными объединениями потребителей. Закон один из немногих нормативных актов, который реально действовал в самый пик «перехода к рыночным отношениям». Одновременно с принятием Закона стала формироваться практика рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских дел по искам потребителей, предъявляемых к изготовителям, исполнителям и продавцам в связи с наличием в товарах (работах и услугах) недостатков. И менее чем через два года после вступления в законную силу Закона Верховным Судом РФ принимается Постановление «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

      Результатом такой работы явилось выявление недостатков в законодательных формулировках, пробелов и недочетов. 9 января 1996 года в Закон были внесены первые изменения, продиктованные жизненной необходимостью. Главной задачей для законодателя стало приведение в соответствие норм Закона с нормами ГК РФ. Среди изменений, внесенных в Закон, выделялись следующие: конкретизация понятия «потребитель», «изготовитель», «продавец», «исполнитель», расширение понятия «существенный недостаток товара (работы, услуги)»,  введение определений гарантийного срока, сроков годности и службы товаров и работ. Произошло увеличение объема общих прав потребителей, сосредоточенных в первом разделе Закона: появление права на просвещение, расширено право на безопасность товаров (работ, услуг), информацию о товарах (работах, услугах). Так, в частности, была закреплена обязанность продавцов предоставлять информацию о товарах  (работах, услугах) потребителю только на русском языке. На новый уровень была выведена деятельность органов местного самоуправления и общественных организаций по защите прав потребителей: расширен объем их правомочий, закреплена компенсация затрат при осуществлении защиты прав потребителей. Важные изменения коснулись и специальных норм Закона, регулирующих отношения по защите прав потребителей при продаже товаров и выполнении работ (услуг).

     Кроме того, в рамках данного периода, помимо «осознания недоделок» Закона, формируется нормативно-правовая база для успешной реализации прав граждан

в сфере обращения товаров и услуг.

Следующий этап реформирования связан с анализом особенностей реализации Закона на практике, определением основных направлений политики в области защиты прав потребителей на перспективу, появлением новых видов торговли (1999 – 2004 гг.). В 1999 году вновь была обновлена редакция Закона. Большинство принятых изменений были направлены на устранение противоречий между нормами двух законодательных актов, которые имели место вследствие принятия части второй ГК РФ позже, чем был принят Закон. 

      На данной ступени развития нормативно-правовой базы о защите прав потребителей с большой долей уверенности можно было говорить о том, что в России уже начала складываться полноценная система защиты имущественных прав граждан в сфере обращения товаров и услуг. Статистические данные работы органов местного самоуправления, общественных организаций и судов свидетельствует о том,  что защита прав потребителей в России  - явление долговременное.

       Период 2004-2007 гг. совершенствования законодательства о защите прав потребителей включил в себя две знаменательные даты: 21 декабря 2004 г.  и 25 октября 2007 г.

      21 декабря 2004 года в Закон были внесены изменения, отразившие, в том числе, и особенности новых видов торговли: введена новая статья, регламентирующая дистанционный способ продажи товаров.

       Процесс совершенствования продолжился, и 25 октября 2007 года в Закон было внесено значительное количество изменений и дополнений. В первую очередь они коснулись информации о товарах и услугах, предоставляемая потребителю. Законом ранее был установлен единый срок для выполнения некоторых отдельных требований потребителей, в частности для выполнения требования о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества (десять дней со дня предъявления требования). В такой же срок, в соответствии с Законом № 234-ФЗ, должно быть удовлетворено требование потребителя о возмещении убытков, причиненных потребителю предоставлением ненадлежащей информации о товаре. При предоставлении кредита потребителю должна предоставляться информация о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и график погашения этой суммы. Закон № 234-ФЗ уточнил, что информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, должна предоставляться потребителям в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента.

          Закон № 234-ФЗ уточнил, что экспертиза должна быть проведена в сроки, установленные Законом о правах потребителей для удовлетворения соответствующего требования потребителя (замены товара, исправления недостатков товара, уменьшения покупной цены, и т.д.). Кроме этого потребителю предоставлено право присутствовать при проведении экспертизы.

        Защита прав потребителей технически сложных товаров (перечень которых утверждается Правительством РФ) до принятия Закона № 234-ФЗ была значительно ограничена: требования потребителя о замене таких товаров на товары аналогичной марки, модели, артикула, а также о замене на такие же товары другой марки, модели или артикула с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению только в случае обнаружения существенных недостатков товара. Закон № 234-ФЗ изменил эту норму, установив, что в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю технически сложного товара потребитель вправе потребовать замены товара в случае обнаружения в нем любых недостатков. В этот же срок, в случае обнаружения в товаре недостатков, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

        Были конкретизированы сроки устранения недостатков: недостатки выполненной работы или услуги должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем и указанный в договоре или в ином документе, подписываемом сторонами. Закон № 234-ФЗ установил, что назначенный потребителем срок устранения недостатков (в соответствии с формулировкой Закона № 234-ФЗ – «срок устранения недостатков товара»), может фиксироваться не только в документе, подписываемом обеими сторонами, но и в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

            Закон о защите прав потребителей был дополнен статьей, устанавливающей последствия нарушения продавцом срока передачи потребителю предварительно оплаченного им товара.

            Таким образом, новые нормы в Законе «О защите прав потребителей» существенно уточнили и упрочили позиции граждан как участников отношений, возникающих на рынке товаров и услуг.

        С 2007 г. начался новый период в совершенствовании законодательства о защите прав потребителей. В настоящее время учеными проводится достаточно серьезная работа по изучению правоприменительной практики защиты прав потребителей с целью внесения новых изменений в Закон, направленных на улучшение правового положения потребителя.

         Правовая регламентация правоотношений с участием потребителей существенно влияет на формирование экономически развитых рыночных отношений. С.А. Карелина в своей работе «Механизм правового регулирования отношений несостоятельности» отметила, что «современная рыночная экономика – это сложная система взаимоотношений различных субъектов имущественного оборота, в котором каждый субъект оказывается втянутым в цепочку контрактов, поэтому трудности одного отражаются на системе в целом» [1. С. 6.]. Это определение как нельзя лучше относится к правоотношениям с участием потребителей, т.к. любое изменение правовой регламентации предпринимательской деятельности по производству и реализации товаров (работ, услуг) влечет за собой, хотя в некоторых случаях и косвенно, изменение отношений с участием потребителей.

        К сожалению, в настоящее время отсутствует целостная Концепция защиты прав потребителей в России, на основе которой было бы возможно законодательно решать проблемы правового регулирования отношений, возникающих на рынке товаров и услуг, создать полноценную современную теорию правоотношений с участием потребителей, наличие которой позволило бы четко определить понятие правоотношений с участием потребителей, их содержание, специфику реализации, способы обеспечения баланса интересов потребителей и предпринимателей, применение которых должно способствовать качественному улучшению положения потребителя на рынке товаров и услуг, повышению эффективности механизма защиты их прав, и, в конечном итоге, стабилизации гражданского оборота. В дальнейшем совершенствовании нуждаются многие положения Закона, в том числе о порядке досудебного урегулирования споров, проведения экспертизы качества товара, о взыскании законной неустойки и др.

 

Литература:

1. Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М., 2008.